|
|
N°18, 04 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Попотел -- заработал
Конкуренции в экономике все меньше, а в правительстве-- все больше
Вчерашнее заседание правительства проходило в весьма неприятной ситуации для кабинета Михаила Фрадкова. Тучи над правительством еще не сгустились, но и ясного неба над головами министров тоже уже нет.
Коммунистам на фоне народных протестов против монетизации льгот удалось собрать необходимое количество подписей депутатов, чтобы вынести на пленарное заседание вопрос об отставке правительства. Президент на встрече с сенаторами вчера критиковал федеральные власти(прежде всего. конечно, правительство) за плохую реализацию того самого закона о реформе льгот. Внутри самого правительства идет серьезная и вполне публичная борьба позиций по ключевым вопросам -- от принципов расходования Стабфонда до налогового администрирования и уровня снижения НДС.
На таком фоне правительство обсуждало новый закон «О защите конкуренции». Один из ключевых для российской экономики-- особенно если учесть, что монополизм остается тормозом для экономического роста в стране. А резко усиливающаяся активность государства в нефтегазовом секторе не может не пугать крупный частный бизнес, пока являющийся основой российской экономики
Желание в очередной раз отложить законопроект в "долгий ящик", равно как и возможные концептуальные споры министров, на заседании кабинета были подавлены в зачатке лично премьером. Михаил Фрадков сразу, во вступительном слове дал понять, что законопроект ему «люб», что он отстраивает «правильные взаимоотношения между государством и бизнесом». И, что самое главное, оказывает содействие не какому-нибудь бизнесу, а только «честному и социально ориентированному». А поскольку другой ориентации бизнеса, кроме социальной, теперь и быть не может, спорить с премьером никто не решился.
Определенная премьер-министром «традиционная ориентация бизнеса», как он выразился, «на добро», прошла вчера «красной нитью» через все обсуждение членами правительства нового закона «О защите конкуренции». Лозунг, под которым законопроект, можно сказать, пропустили без конфликтов, с точки зрения политической корректности, оказался очень грамотен: «Он содействует малому и среднему бизнесу. Освобождает «от цепей». И заставляет крупный бизнес задуматься над своей социальной ориентацией всерьез».
В общем, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев(кстати, впервые с момента назначения выступавший на заседании кабинета основным докладчиком), с одной стороны, по мнению премьера, выполнил политический заказ президента и, собственно его, премьер-министра: «равноудалить» бизнес от власти. А с другой, исполнил либеральную миссию, которую никто не подверг сомнению (ради справедливости стоит отметить, что ни один представитель крупного бизнеса, то ли не решился - в зале находился глава РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс, недавно устроивший форменный разнос власти на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству - то ли решительно не хотел выступать).
В результате получилось, что едва ли не главное завоевание законопроекта - это повышение порога сделок, которые не считаются монопольными, до 3 миллиардов рублей. Есть, правда, и более либеральная позиция, которая касается естественных монополий. Из-за нее на заседании кабинета министров все-таки произошел небольшой конфликт. Антимонопольные органы, по версии нового законопроекта, смогут вмешиваться в тарифную политику. Это, как минимум. Министр экономического развития и торговли Герман Греф, который всячески наставил на шлифовке законопроекта, в конце концов, отшлифовав все «в свою сторону» (буквально, победив амбиции собственно антимонопольного ведомства, как такового), выступил за вмешательство в деятельность естественных монополий новых контролеров. Глава федеральной тарифной службы Сергей Новиков до сих пор, несмотря на все согласительные совещания, не захотел смириться с тем, что на его эксклюзивные права покушается кто-то еще. И решил об этом заявить прямо на заседании кабинета министров.
Г-н Новиков не только не понял, что мода на споры внутри кабинета проходит. Он еще и не учел, что заседания правительства уже давно существуют для того, чтобы на них подтверждались решения, которые приняты заранее, кулуарно, в главных кабинетах Белого дома - премьерском или вице-премьерском.
Иными словами, когда г-н Новиков потребовал «существенной доработки законопроекта», получил в ответ ловольно резкую отповедь премьера, касающееся, в том числе, и его, г-на Новикова, собственной работы. Вышло так, что г-н Новиков не вполне с ней справляется. «Что вам мешает, - поинтересовался г-н Фрадков, - увязать закон о естественных монополиях с новым законопроектом? Вы ничего нового не говорите. Только тянете».
Впрочем, традиционно добродушный и миролюбивый г-н Фрадков до конца так и не разгневался на вчерашнем заседании кабинета. Хотя добился того, чего хотел: продвинул дальше законопроект, который, с аппаратной точки зрения имел мало перспектив. Но когда г-н Фрадков подводил итоги обсуждения, он фактически вновь с присущей ему афористичностью обозначил новый экономический курс нашего государства (во всяком случае, тот, за который сам г-н Фрадков готов отвечать): «Попотел - заработал». И продолжил: «Закон создает исключительные возможности для малого и среднего бизнеса. Что касается крупного, то тут вопрос ясен, им следует читать иные статьи законопроекта». Явно намекнув на «штрафные статьи» нового правого акта.
А штрафные статьи, как обещал главный антимонопольный начальник Игорь Артемьев, станут намного суровее: уже 1 марта в правительство будет внесен антимонопольной службой еще один законодательный акт, который регламентирует штрафы для монополистов.
На правительстве обсуждали и технический вопрос, касающийся неразберихи в финансировании федеральных ведомств. Оказалось, что до сих пор многие ведомства финансируются под маркой уже ликвидированных министерств. О чем честно доложила коллегам заместитель министра финансов Татьяна Голикова. Стоит ли на таком фоне удивляться тому, что, например, судьба среднесрочной программа развития страны, которую правительство должно было получить после доработки в МЭРТе к 1 февраля, до сих пор неизвестна. При таком невыполнении собственных порученйи правительство действительно может оказаться неконкурентоспособным.
Вера Кузнецова