|
|
N°16, 02 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Первый пришел
Национальную сборную России по волейболу возглавит серб Зоран Гайич
Впервые в истории российского спорта национальную команду по олимпийскому игровому виду возглавил иностранный специалист. Вчера на президиуме Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) был утвержден новый главный тренер мужской сборной страны -- серб Зоран Гайич. Он сменил на этом посту Геннадия Шипулина, которому по иронии судьбы в этом сезоне ассистировал в белгородском «Локомотиве-Белогорье».
Событие это во многом знаковое и прецедентное, поскольку теперь наверняка откроются двери для тренеров-иностранцев и в другие сборные нашей страны. Разговоры о приглашении специалистов из-за рубежа ведутся уже давно, причем на самом высоком уровне. Напомним, что и на заседании правительства в конце прошлого года, где обсуждались проблемы строительства пресловутой управленческой вертикали в спорте, некоторые министры прямо предлагали "закупать" варягов взамен не слишком удачливых российских тренеров. Правда, речь шла о тех видах спорта, где похвастаться успехами и достижениями Россия не может. Но для создания прецедента была почему-то избрана именно волейбольная площадка.
Первый тренер-легионер появляется в самом благополучном у нас игровом виде спорта. Только за последнее четырехлетие наша мужская сборная выигрывала Мировую лигу, была в призерах Олимпиады, чемпионатов мира и Европы. Теперь же получается, что в нашем тренерском цехе нет достойной кандидатуры, чтобы сменить Геннадия Шипулина. То, что Шипулин не будет дальше работать со сборной, по сути, стало ясно в конце прошлого сезона, когда теперь уже экс-наставнику национальной команды было предложено отвечать за развитие пляжного волейбола в России.
Процедура назначения нового тренера выглядела довольно конкретно. Президент ВФВ Николай Патрушев предложил своему первому вице-президенту Валентину Жукову представить возможные варианты. Жуков доложил президиуму, по каким причинам не подошли другие наставники, и озвучил кандидатуру Гайича. Много желающих порадеть за российскую тренерскую школу не нашлось, и восемнадцатью голосами против двух серб был утвержден.
«Если бы как альтернатива была предложена любая кандидатура российского наставника, голосовал бы за нее, -- заявил корреспонденту «Времени новостей» мэтр нашего тренерского цеха Вячеслав Платонов. -- А так отдал голос Гайичу. Если этот вариант считают единственно возможным, то у меня нет оснований с этим не согласиться». При этом Платонов заметил, что в России есть специалисты, способные работать со сборной. Действительно, трудно поверить, что в одной из исторически сильнейших волейбольных держав таковых не сыскать. Другое дело, что, помимо тех же Шипулина и Платонова, остальные не могут похвастаться внушительным списком побед и регалий.
Послужной список Зорана Гайича высоким амбициям руководства отвечает в максимальной степени. Югославский волейбол до середины 90-х годов не являлся грозной силой, и тем более был удивительным взлет его команды после снятия экономической блокады. Практически на всех крупных турнирах сборная Югославии попадала на пьедестал, а венцом этого взлета стала победа на Олимпиаде-2000 в Сиднее. После олимпийской победы между Гайичем и руководителями югославской федерации волейбола стали возникать трения, и накануне чемпионата мира-2002 наставник подал в отставку.
Две недели назад Гайич мог стать тренером сборной Польши, где являлся безоговорочным фаворитом конкурса. Руководители польского волейбола уже готовы были согласиться на затребованные сербом 150 тыс. евро в год. Однако за день до выборов от агента Гайича поступили новые требования, где была указана намного большая сумма. Судя по этому шагу, к тому моменту Гайич уже имел серьезное предложение от ВФВ и просто сделал все, чтобы быть исключенным из польского конкурса.
Сумму своего контракта в России Гайич озвучивать не стал, заметив лишь, что на эту тему он общался с руководством нашей федерации считаные минуты. «Для меня было принципиально, чтобы мой друг Геннадий Шипулин расстался с постом тренера сборной не из-за меня. Когда руководители российской федерации волейбола заверили меня, что здесь никакой связи нет, я дал свое согласие», -- заметил новый наставник сборной России после своего назначения.
Владимир СТЕЦКО