|
|
N°15, 01 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Откуда бомбисты в Таджикистане
В Душанбе гремят взрывы у силовых ведомств
Вчера рано утром в центре Душанбе у здания министерства по чрезвычайным ситуациям была взорвана машина ГАЗ-24 ("Волга"), начиненная взрывчаткой. Как заявил глава МЧС Мирзо Зиеев, машина была припаркована у главного входа в здание министерства. По официальным данным, погиб один человек -- по всей видимости, смертник, находившийся за рулем. Еще около десяти сотрудников МЧС, находившихся в здании, легко ранены. Мощность взрыва была такова, что "фрагменты тела водителя оказались разбросаны в радиусе 50 метров", сказал Мирзо Зиеев. По оценке главы МВД Таджикистана Хумиддина Шарипова, это 200 граммов тротилового эквивалента. Специалисты-взрывники утверждают, что не менее 500 граммов.
Спустя несколько часов из Душанбе пришли сообщения, что начался пожар в здании другого силового ведомства, министерства национальной безопасности (МНБ). Огнем были охвачены актовый зал, поликлиника и столовая. О жертвах официальных сообщений не поступало. Власти республики вчера пытались сгладить впечатление, что два эти события связаны между собой. Если взрыв у здания МЧС с самого начала был охарактеризован с высокой степенью вероятности как теракт, то официальная версия происшедшего в МНБ выглядела вполне бытовой -- случайное возгорание.
Тем не менее вчера радиостанция «Немецкая волна», ссылаясь на свои источники в силовых структурах Таджикистана, сообщила, что утром 31 января в Душанбе прогремел не один, а несколько взрывов, которые были результатом хорошо спланированных акций террористов. При этом у здания МЧС погибло несколько человек, количество жертв спецслужбам пока установить не удается. Еще два удара, как сообщает «Немецкая волна», были нанесены по МНБ, причем одно взрывное устройство находилось внутри здания, а второе -- рядом с ним. Как указывает анонимный источник немецкой радиостанции, там тоже были человеческие жертвы. Именно в результате этих взрывов и возник пожар в МНБ.
Тот же источник в силовых структурах сообщает, что власти получили копии листовки с требованиями террористов. Главным из них было освобождение группы заключенных, арестованных в последнее время. Как сообщает «Немецкая волна», власти знают, о ком идет речь. Листовка обещает, что «война будет продолжена до тех пор, пока все требования террористов не будут выполнены».
Взрывы в Душанбе происходят меньше чем за месяц до намеченных на 27 февраля парламентских выборов в Таджикистане. Предвыборная кампания в республике происходит в весьма непростых для оппозиционных партий условиях. Лидер самой авторитетной и многочисленной из них, Махмадрузи Искандаров 9 декабря прошлого года по запросу таджикской генпрокуратуры был задержан российскими правоохранительными органами и находится в одном из московских СИЗО. Душанбе обвиняет его в многочисленных преступлениях, вплоть до причастности к террористической деятельности, однако в розыск Искандарова объявили только после того, как он оказался в России. Еще в прошлом году Искандаров имел многочасовую беседу с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым, в ходе которой лидер демпартии требовал от президента обеспечить оппозиции равные условия для участия в парламентских выборах. Соглашаясь с этими требованиями, Рахмонов, обещал освободить из тюрем бывших сторонников таджикской оппозиции. Они были арестованы вопреки амнистии, объявленной по условиям мирного соглашения между правительством и оппозицией. Соглашение положило конец кровопролитной гражданской войне в Таджикистане. Однако боевики бывшей оппозиции так и не были освобождены.
Таким образом таджикские власти серьезно подрывают потенциал легальной демократической оппозиции, стремящейся бороться за места в парламенте. Другой метод они применяют к членам своей бывшей «властной семьи». Сейчас под судом находятся бывший глава президентской гвардии генерал Гафор Мирзоев и экс-министр внутренних дел Якуб Салимов, бывшие в 1990-х годах близкими соратниками президента Рахмонова. Им президент обязан не только своим приходом к власти, но даже и жизнью -- Салимов однажды во время покушения прикрыл Рахмонова своим телом.
Все это дает основания предполагать, что у нынешнего руководства Таджикистана могут найтись серьезные противники внутри страны как из бывших «своих», так и из «чужих». И в условиях жесткого силового прессинга власти, который сузил до предела поле легальной оппозиционной деятельности, либо те, либо другие решили прибегнуть к уже освоенному таджиками опыту вооруженного противостояния.
Вчера посольство США в Душанбе призвало американских граждан в Таджикистане повысить меры безопасности. О том же американские дипломаты предупреждали своих сограждан и на прошлой неделе. Может быть, поэтому, как сообщают источники «Времени новостей» из Душанбе, в таджикских коридорах власти вчера усиленно распространяли слухи, что за взрывами в столице могут стоят спецслужбы одной из трех стран -- США, России и Узбекистана. О своих собственных бомбистах там, видимо, боятся даже думать...
Аркадий ДУБНОВ