|
|
N°14, 31 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Честь рясы
В российской армии появляется военное духовенство
Появление в конце прошлой недели православных священников в штабе самого разрушительного рода войск -- ракетных, стратегического назначения, никого не удивило: позиции армии и церкви в России сближаются все больше, взаимопроникновение этих институтов становится все явственнее. Поэтому в зале, где десятилетиями самыми употребляемыми выражениями были «ракетный удар», «боевой блок» и «невосполнимый ущерб», вполне органично зазвучали «Отче наш», «спаси и сохрани».
Еще десяток лет назад человека в рясе не пустили бы за КПП любой воинской части, а сегодня в силовых структурах страны трудится более двух тысяч православных священников. Раз в год руководители епархиальных отделов по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, а также священнослужители, духовно окормляющие людей в погонах, собираются на учебно-методические сборы, возобновив традицию, прерванную со времен первой мировой войны.
Первый такой военно-церковный саммит прошел в июне 2003 года на базе десантного училища в Рязани. На этот раз священников приютили стратегические ракетчики. В подмосковную Власиху приехали более 120 священнослужителей со всех концов страны. У многих на рясах, рядом с массивными крестами на цепях, расположились медали -- за горячие точки. На некоторых священниках были камуфлированные куртки или жилетки. Кстати, один из вопросов сборов -- «обобщение работы православных священников в Боснии, Косово, Ираке и в зоне боевых действий в Чечне».
«Выбор места сборов зависит от плотности контактов с тем или иным родом войск», -- пояснил обозревателю «Времени новостей» один из организаторов мероприятия иерей Михаил Васильев. В 14 из 16 ракетных дивизий построены храмы или часовни. Скоро в Тейково Ивановской области будет открыт храм Георгия Победоносца. На территории штаба Ракетных войск стратегического назначения действует храм Преподобного Илии Муромца, где раз в год проводит службу сам патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Однажды предстоятель заявил: «Неприятие в армии священнослужителей стерто». На центральном командном пункте ракетчиков под землей, аккурат над креслом дежурного генерала, над той самой «красной кнопкой», висит икона великомученицы Варвары -- покровительницы ракетчиков. Дело в том, что Варвара была причислена к лику святых 17 декабря, а это день образования Ракетных войск стратегического назначения. В будущем, пообещал командующий генерал-полковник Николай Соловцов, солдат прямо из казармы сможет позвонить священнику по телефону доверия.
У священников и офицеров много общего: и те и другие живут по уставу, носят форму -- причем у священнослужителей ее вид не менялся с V века, материальное благополучие определяется лишь окладом. И тем и другим близко выражение «честь мундира». Даже свои сборы священники провели по-военному -- в закрытом режиме, объяснив это консервативностью церкви. А когда в фойе Дома офицеров появился председатель Синодального отдела Московской патриархии по взаимодействию с силовыми структурами протоиерей Дмитрий Смирнов, юркий иерей Михаил Васильев в шутку подал команду «Товарищи офицеры!», обычно звучащую при появлении важных военных чинов. Он же, как какой-нибудь служака-майор, недолюбливающий «особистов», предупредил «дорогих отцов»: «Все, что происходит в этом зале, транслирует не только телевидение, но и контрразведка».
Тут иерей Васильев, наверное, все-таки несколько перегнул палку. Сегодня Русская православная церковь переживает явный ренессанс. Отец Дмитрий Смирнов был более чем откровенен: «Такой свободы церковь не имела никогда. Мы можем делать то, что считаем нужным, что велит нам совесть, без всяких ограничений». Однако иерарх церкви опасается, что это счастливое, благословенное время не может продолжаться долго и надо воспользоваться этим даром Божьим, совершить по возможности больше на будущее. Он даже определил, когда ренессанс может увянуть: «Это легендарное время лет через двадцать мы будем с умилением вспоминать».
Сегодня Дмитрий Смирнов -- декан факультета православной культуры, который с 1996 года учрежден в Академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого в столице, он регулярно читает лекции в Военной академии Генерального штаба. Там однажды к священнику подошел генерал и поделился горьким осознанием того, что армия сегодня никому, кроме церкви, не нужна. Так же, как этот генерал, особенно после начала реформы системы льгот, думают многие служивые и охотно идут в лоно церкви. Среди священников немало офицеров запаса, а теперь есть и действующие. Они окормляют своих сослуживцев в свободное от военной службы время. Словом, есть такая профессия -- служить Богу и Родине.
Батюшка, идя в казарму, кладет в карман горсть крестиков для солдат. По статистике, ежегодно принимают крещение около сотни военнослужащих разных чинов и званий. В храмах-палатках в горячих точках церковные свечи ставят в пустые патронные гильзы, а колокола мастерят из артиллерийских снарядов -- самые звонкие и мелодичные, утверждают священники, получаются из гаубичных гильз. Все чаще в казармах можно видеть новую «наглядную агитацию» -- суворовскую фразу «Молись Богу. От него победа».
Люди в погонах проникаются церковной идеологией, священники овладевают военным делом «настоящим образом». На этих сборах отцы жили в казармах по военному распорядку, принимали пищу в солдатской столовой. Генерал Соловцов вынужден был отвечать на весьма профессионально поставленные вопросы священников: «Могут ли американские спутники воздействовать на наши межконтинентальные баллистические ракеты?», «В состоянии ли международные террористы завладеть боевым ядерным блоком?». А священника с Камчатки, судя по его словам, удручает бесконечное продление сроков службы ракетных комплексов.
Сегодня военного духовенства нет, но оно есть. Церковь, сказал протоиерей Дмитрий Смирнов, не спешит, поскольку отделена от государства, но на месте командующего он бы уже начал выращивать военное духовенство. «Мы рыхлим почву для принятия политического решения, -- сказал иерарх, -- чтобы у нас, как в Европе, официально было военное духовенство».
Николай ПОРОСКОВ