|
|
N°14, 31 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На диалектику надежда
Первые впечатления от Первой биеннале Москвы
Открывшаяся в столице биеннале современного искусства мира называется «Диалектика надежды». В античную эпоху слово «диалектика» (от диа-легейн) обрело по меньшей мере семь смыслов. И привычный нам силлогизм «синтез противоположностей» лишь седьмой в цепочке. В широком спектре диалектика -- это оправдание множественности, это сократовский диа-лог, в котором постоянно присутствуют защитник и ниспровергатель, отчего мысль шлифуется и оттачивается. Так что литературный троп «диалектика надежды» даже избыточен по смыслу. Пока в мире существует диалектика как таковая, все в нем не так безнадежно.
Итак, вперед по залам биеннале. Диалектика нам в помощь. Вот вам первый ее плод: основная выставка биеннале не самая удачная по составу и презентации. Главная, на мой взгляд, проблема экспозиции молодых художников в бывшем Музее Ленина -- она недостаточно аттрактивна, чтобы быть понятной широкому кругу любителей искусства, выполнять просветительскую функцию. По жанру это очень драйвовый, очень тонизирующий workshop для заинтересованных профессионалов. Что из увиденного понравилось особенно? Мне, например, объект аргентинца Томаса Сарацено «Соединенное небо». Воздушный шарик с картой Земли крутится под потолком на воздушной подушке. К нему прикреплена камера. То, что она снимает (случайный вихрь архитектурных деталей, лица зрителей, пляшущие абстрактные линии и пятна), сродни сновидению, галлюцинации, жутко реальной (все с тобой и сейчас) и жутко призрачной. Преодоление границ обыденности, собственно, и есть территория искусства. Из видео запомнилась выбранная куратором Розой Мартинес работа испанки Пилар Альбаррасин «Вива, Испания!». Там элегантная художница в модном костюме с модной сумкой и в модных очках ходит по улицам Мадрида, а ее везде преследуют музыканты уличного оркестра. Такой навязанный массовыми, национальными, гендерными стереотипами помимо воли человека праздник разоблачает репрессивный механизм социальной жизни. Наглядно и убедительно.
Из российских художников очень понравилась инсталляция Ирины Кориной с огромными, обшитыми дешевым офисным пластиком геометрическими объемами, сложенными наподобие архитектурной модели деконструктивиста школы Фрэнка Гери. Мимикрия элитарного (постконцептуального) в банальное на сенсорном даже уровне позволяет почувствовать подвижную, прозрачную, опять же диалектическую экзистенцию этих понятий.
Все три названные работы объединяет одно -- качество воплощения. Они по-настоящему сделаны, а потому мессидж их внятен и интересен. Признаюсь, беда многих проектов главной площадки биеннале -- неряшливая, неотформатированная презентация. Мыслит поколение тридцатилетних из разных стран, конечно, хорошо, но вот с коммуникацией проблемы. Возможно, виноват не предназначенный под выставки музей (в царское время -- офис городских начальников, Мосгордума), возможно -- лихорадочные сроки подготовки главного проекта.
Унывать не стоит. На диалектику надежда. Энергетическое, эмоциональное поле главной выставки очень сильное. Оно просто не может не наэлектризовать жизнь художественных институций города, заставить их следить за ритмом артпроцесса, помимо биеннале проводить подобные же workshop молодых из разных стран на специально сделанных для этого площадках (новом ГЦСИ, например). Если заданный первой биеннале тонус, драйв будет поддержан, то второй московский всемирный артфорум случится неизбежно.
Отлично то, что каркасом биеннале стал собственно принцип диалога -- истина множественности. Ответом главной площадке форума оказалась великолепно и чисто сделанная выставка «Человеческий проект». Ее кураторы -- региональные руководители филиалов нашего Центра современного искусства. Среди них -- приглашенная стать куратором российского павильона Венецианской биеннале-2005 Любовь Сапрыкина. Уже сейчас известно, что по ее воле на биеннале в Венецию поедут московская группа Escape и нижегородская Provmyza. Видеоарт от обеих команд прибыл на «Человеческий проект». В обоих случаях не разочаровал. Кстати, группа Escape в своем видео обыграла саму идею диалога и диалектики. Нагибаясь, зритель входит в темный бокс. В низком потолке дырка. Суешь туда голову и... холодеешь от ужаса. Голова оказывается лежащей на блюде посреди стола. Вокруг четверо художников-эскейповцев ведут неспешный диспут об искусстве, и между делом в их руках появляются ножи и вилки. Так что там с искусством, оно ли пища для зрителя или вдруг зритель -- для него? Четыре эскейповца за столом -- это видеофильм, но голова твоя на блюде -- настоящая. Выбор позиции (в данном случае наблюдателя, зрителя) -- дело личное, но небезопасное.
Помимо темы «именитый куратор -- молодой художник» другая связывающая биеннале диалогическая пара -- интернациональное и вернакулярное. Благодаря визиту мировых знаменитостей Михаль Ровнер и Кристиана Болтански, а также выдающейся выставке Андрея Ерофеева «Сообщники» в Третьяковской галерее этот диалог тоже оказался лейтмотивом. Кристиан Болтански в музее архитектуры представил гениальную (не буду сдержанным) инсталляцию «Фантом Одессы», где тема идентичности формируется обыденными предметами частной жизни, проступающими в пространственно воссозданной художником ворсистой субстанции памяти (такой же шерстяной по ощущениям и пронзительной по настроению, как кадры фильмов Юрия Норштейна).
Андрей Ерофеев представил итог кропотливой научной работы по формированию архива художественных группировок и объединений нонконформистского искусства советской и постсоветской России. Когда все собралось в залах ГТГ, оказалось, что за четверть столетия создан архив, позволяющий нам больше не комплексовать по поводу собственной маргинальности и отсталости. Этот архив подтвердил: всемирный артфорум в Москве не чья-то блажь, а историческая закономерность.
Наконец, ложка дегтя. Возникла еще одна, на сей раз псевдодиалогическая пара, бестактная и ущербная по идее: «звезды и все остальные» -- селекция звездной диаспоры внутри российского арткоммюнити. В Московском музее современного искусства (Ермолаевский переулок, 17) открыли выставку Starz. Кулику, Дубосарскому-Виноградову, группе АЕС+Ф, Владиславу Мамышеву-Монро отдали по этажу галереи для «звездной» ретроспекции. Для Кулика и АЕС+Ф выставка вышла разоблачением: когда-то найденный эпатирующий бюргерство бренд вследствие одномерности и элементарности идеи умер концептуально, и из него сами авторы сделали чучело для масскульта. Мутация в гламур... Дубосарский-Виноградов убеждают крепким ремеслом. Оправдавшим звездный имидж без сомнения оказался лишь Владислав Мамышев-Монро. Просто потому что он, будучи выдающимся лицедеем, спародировал всю глупость «старского» имиджа в костюмных фотографиях звезд и идолов масскультуры на открыточном фоне с кремлевскими башнями и рубиновыми на них же звездами. Закон отрицания отрицания -- диалектика forever!
Сергей ХАЧАТУРОВ