|
|
N°7, 20 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По собственному желанию
Сергей Степашин готов возглавить Счетную палату
Во вторник глава Счетной палаты Сергей Степашин на встрече с депутатами Госдумы признался, что написал заявление об уходе со своего поста. Официально это и должно было произойти после принятия закона о новом порядке назначения главы палаты. Но есть мнение, что таким образом бывший премьер пытается вернуться в активную политику.
По закону, вступившему в силу 3 декабря 2004 года, статус Счетной палаты фактически приравнивается к положению федерального министерства. Однако при этом теперь кандидатуру председателя контрольно-ревизионного ведомства утверждает Госдума по представлению президента. Кандидатуру главы палаты президент должен внести не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего председателя (полномочия Сергея Степашина истекают в апреле 2006 года). Зато в случае его досрочного освобождения от этой должности -- в двухнедельный срок с момента принятия отставки.
Член комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Галина Буслова в разговоре с корреспондентом «Времени новостей» предположила, что закон принимался вовсе не для того, чтобы сместить Сергея Степашина. «СП неоднократно предлагала, чтобы главу палаты представлял президент на рассмотрение парламенту. Это предложение было озвучено аудиторами и поддержано парламентом. Мы провели этот закон, и администрация президента не возражала, -- сообщила сенатор. -- Мне кажется, Степашину это нужно для того, чтобы чаще встречаться с президентом, чтобы тот его заслушивал по итогам работы. И его обижало немного, что есть люди, которых назначает президент, а его -- только парламент. Его это смущало, а сейчас все поправлено».
Сам Сергей Степашин, объясняя свою позицию на закрытом заседании фракции «Родина», связал необходимость подачи прошения об отставке с новыми требованиями федерального законодательства. Эту версию подтвердил и начальник управления информации и общественных связей палаты Эдуард Крусткалн.
Тем не менее эксперты убеждены, что за решением Сергея Степашина стоит его конфликт с чиновниками по поводу итогов российской приватизации. Напомним, полтора года назад Сергей Степашин заявил, что Счетная палата взяла на себя труд оценить итоги российской приватизации госсобственности за десять лет. Причем упор делался на то, что «политического заказа» в палату не поступало, а двигало аудиторами исключительно желание систематизировать и оценить многолетний опыт. Тем не менее у многих возникло подозрение, что глава по сути технического контрольно-ревизионного органа таким образом пытается повысить собственный статус. Тем более что оценка процесса приватизации, особенно в нынешних условиях, вполне может привести к пересмотру ее итогов.
Окончательный доклад Счетной палаты готов уже довольно давно. Но его публичное представление в парламенте в очередной раз перенесено -- теперь на март. Оглашая предварительные итоги, аудиторы сошлись во мнении, что основные цели приватизации достигнуты не были. Под «основными целями» Счетная палата подразумевает формирование в России значимого слоя частных собственников, формирование социально ответственного бизнеса, социальная защита граждан и создание конкурентной среды. При этом «объективно состояние экономики улучшилось».
По имеющейся пока открытой информации, оснований для развернутого пересмотра итогов приватизации в докладе Счетной палаты нет. Но использовать его как инструмент давления можно. Возможные сопутствующие сложности для Сергея Степашина констатирует и сама Счетная палата. В комментарии управления информации и общественных связей палаты говорится, что «заявление председателя Счетной палаты Сергея Степашина и заместителя -- Александра Семиколенных -- об отставке, поданное еще в середине декабря минувшего года, направлено на скорейшую реализацию норм закона с тем, чтобы глава государства и парламент получили возможность в оптимальные сроки сформировать на новой основе руководство Счетной палаты». В том же комментарии сама палата словно перестраховывается: «решение Сергея Степашина не связано с вопросом об итогах приватизации за период 1993--2003 годов».
Однако, по мнению аудитора Счетной палаты Валерия Горегляда, связывать отставку г-на Степашина с отказом рассматривать аналитическую записку об итогах приватизации не стоит. «Во-первых, для появления всевозможных сенсаций вокруг Счетной палаты уже прошло более чем достаточно времени. Ведь сам текст аналитической записки был опубликован еще в ноябре 2004 года, -- сообщил аудитор «Времени новостей». -- Во-вторых, аналитическая записка уже является законченным документом, который Счетная палата пересматривать не будет. И теперь в компетенции парламента, а не ведомства Сергея Степашина, принимать или не принимать те или иные решения на основании данного документа».
Тем не менее даже неоднократные заявления Владимира Путина о невозможности полного пересмотра итогов приватизации на фоне ее реального пересмотра, например, в деле ЮКОСа, не могут быть основанием для спокойствия бизнеса. И «тайное» заявление об уходе главы СП может быть тому подтверждением. В любом случае формально г-н Степашин сможет вернуться на свой пост, если президент включит его в список кандидатов на эту должность. Готовность утвердить Сергея Степашина вчера уже выразили и депутаты Госдумы, и члены Совета Федерации.
Дарья ГУСЕВА