|
|
N°6, 19 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рената Литвинова: Я ведь не останавливаюсь
Весной в широкий прокат должен выйти фильм Киры Муратовой «Настройщик», представлявший в этом году Россию во внеконкурсной программе в Венеции и уже завоевавший признание отечественной и зарубежной критики -- за него Кира Муратова получила «Золотой овен» в номинации «лучшая режиссерская работа» (в номинации лучший фильм «Настройщик» уступил «Своим» с разрывом всего в два критических голоса). Одну из главных ролей в нем сыграла Рената Литвинова -- воссоединившись с Муратовой после довольно долгого перерыва. Воссоединение оказалось прочным: Муратова и Литвинова уже начали совместную работу над другим фильмом Киры Георгиевны -- «Две истории», съемки которого начнутся в феврале в Одессе. О своем участии в этом и других проектах Рената ЛИТВИНОВА рассказала «Времени новостей».
-- Такое впечатление, что ваша деятельность с каждым годом становится все более активной. В прошлом, 2004-м, к тому же вы многое сделали впервые: и дебютировали в кино как режиссер -- с «Богиней», и дебютировали на сцене, причем не какой-нибудь, а Художественного театра. Не говоря уже о том, что вы вернулись к Муратовой и выступили как характерная актриса в «Жмурках» у Балабанова (этот фильм скоро появится на экранах). Случайно все так сошлось?
-- Не бывает, наверное, ничего случайного -- все равно ты как-то к этому подбираешься... В данном случае подарок -- это, конечно, МХТ. Ни в страшном, ни в волшебном сне я не могла представить, что буду играть Раневскую на сцене Художественного. И вот видите -- я играю, и публика ходит.
-- Вы были очень нервны, когда начинали играть...
-- Я и сейчас нервна -- как же мне успокоиться?
-- Но тогда вы опасались, что вас не примет актерское театральное сообщество...
-- А вы знаете, ко мне в результате в театре очень хорошо отнеслись. Все хорошие очень, добрые ко мне... Помогают как могут.
-- Вы же в «Настройщике» снимались с Аллой Демидовой, которая играла Раневскую у Эфроса.
-- Я, кстати, заметила ее во втором ряду на нашей самой первой открытой генеральной репетиции, и вид у нее был не очень довольный, скажу прямо. Ну что ж, я могу это понять.
-- Как вам кажется, изменилось ли отношение к вам в среде критиков и кинематографистов после того, как вы вышли на сцену МХТ и дебютировали как режиссер?
-- А я даже не всматриваюсь... Все равно очень много влюбленных и много ненавидящих. Середины, конечно, мало. Ну и слава богу! Говорят же: бойтесь теплого, не бойтесь холодного и горячего.
-- Вы часто повторяете, что снялись в главной роли в «Богине» в целях экономии средств и сил. Это действительно так или просто красивая фраза?
-- Действительно. Настрадалась я от артистов. С одной стороны, я их приглашаю любя, с другой... ну, в общем, настрадалась. Потом -- мой текст, он же не прилипает ко многим. Мне кажется, что его не надо играть, а надо просто произносить, чтобы он выходил из тебя и окрашивался твоей личностью...
-- Вы ведь так же подходите к монологам Раневской.
-- Даже не знаю... С одной стороны, Шапиро (Адольф Шапиро -- режиссер «Вишневого сада». -- Ред.) долго со мной разбирал роль. С другой -- я не владею техникой, конечно, и играю какими-то другими способами. Поэтому мне каждый раз тяжело, что все такое кровавое -- я трачу на это силы. У меня ведь нет способа игры, я что-то другое включаю.
-- Эта роль останется вашим единственным театральным опытом или возможно продолжение?
-- Я пока не думаю о продолжении. Я же все-таки маньяк кино. Хотя я уже люблю этот театральный запах, мне нравится зал, сцена, эта моя гримерка...
-- Вы довольны собой как продюсер?
-- Я же этим занимаюсь в паритете с Леной Яцурой, которая настоящая безумица -- в хорошем смысле. Собой как продюсером... нет, скорее недовольна. В нашей стране заниматься продюсерством -- дело достаточно бессмысленное: в прокате вернуть деньги чрезвычайно тяжело.
-- А фильм «Настройщик» вам самой понравился?
-- Я считаю, что это шедевр. Кира сняла шедевр, реально.
Я плакала в конце на просмотре в Венеции -- внутренне так плакала, потом меня начали толкать, чтобы я очнулась, потому что публика встала кольцом и хлопала нам 15 минут.
-- В «Настройщике» много вашего текста?
-- Вообще нет -- ни одного монолога! Кира просто стилизовала текст под меня. И поэтому у меня была полная безответственность. Я как раз закончила свою картину и приехала к Кире в Одессу как на курорт: текст не мой, снимаешься, получаешь удовольствие, ходишь в этих кудрях, играешь аферистку.
-- Но ведь в новом фильме Муратовой вы участвуете не только как актриса, но и как сценарист?
-- Да, одна из двух историй моя: про стареющего плейбоя, его играет Богдан Ступка, который нашел женщину своей жизни, то есть меня. Представляете, какая парочка будет -- огнеопасная! Кстати, действие происходит в театре, и я там, типа, премьерша. То есть все начинается в театре, а потом переносится в реальность.
-- А собственный фильм как режиссер вы собираетесь снимать?
-- Наверное, надо... Я ведь не останавливаюсь. Даже кое-что написала. Я же так люблю эти жанровые истории: про любовь и что-нибудь опасное.
Беседовала Лариса ЮСИПОВА