|
|
N°1, 12 января 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цена замедленного действия
«Газпром» угодил в туркменскую ловушку для Украины
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов одержал сокрушительную победу в газовом бизнесе над Киевом и Москвой. Хотя с 1 января цена туркменского газа была повышена только для «Нафтогаза Украины» (с 44 до 58 долл. за тысячу кубометров), а для «Газэкспорта» осталась на прошлогоднем уровне, будущие риски российской компании многократно увеличились. Если украинская сторона уже чувствует последствия победы Туркменбаши, то «Газпром» в полной мере ощутит их только через год-полтора, когда придет время договариваться с Ашхабадом о долгосрочной формуле цены на туркменский газ на период с 2007 по 2028 год. Рост цены газа для Украины станет очень сильным переговорным аргументом для столь же резкого увеличения ее для российского покупателя. Между тем согласно подписанному Путиным и Ниязовым соглашению о сотрудничестве в газовой сфере на 25 лет «Газпром» намерен закупать в 2007 году 60---70 млрд кубометров, а с 2009-го -- 80--90 млрд кубометров туркменского газа ежегодно. Увеличение цены по украинскому сценарию будет означать для «Газэкспорта» 1--1,5 млрд долл. в год дополнительных расходов на закупку газа.
Самое интересное, что Москва вполне могла поддержать Киев на переговорах по этому вопросу и совместными усилиями значительно ослабить аппетит Ашхабада. Но по понятным обстоятельствам «Газпрому» было запрещено помогать «Нафтогазу Украины», а Туркменбаши открылись, тем самым, широкие возможности для газового торга.
Согласно пятилетнему контракту, который заканчивается 31 декабря 2006 года, «Нафтогаз Украины» закупает у «Туркменнефтегаза» до 36 млрд кубометров газа в год. Часть из них (в прошлом году -- 1,8 млрд, в этом -- 4,5 млрд кубометров) оплачивается услугами украинских компаний на территории республики, часть -- деньгами и товарами в соотношении 50 на 50. Цена газа на границе Туркмении и Узбекистана утверждается ежегодно и до сих пор составляла 44 долл. за тысячу кубометров. Однако на переговорах о цене на 2005 год туркменская сторона резко увеличила свои требования -- до 60 долл. за тысячу кубометров. Объяснялось это стабильно высокими ценами на нефть и газ на мировом рынке, а также значительным подорожанием ряда товаров, поставляемых Украиной в рамках бартерной схемы. По некоторым данным, г-н Ниязов узнал о том, что цены подняли фирмы, близкие к одному из лидеров «оранжевой оппозиции», Юлии Тимошенко. Туркменбаши был взбешен тем, что стал невольным спонсором смены власти на Украине, и решил получить денежную компенсацию.
При этом официально заявлялось о том, что цены на газ будут повышены и для «Газэкспорта», который пока закупает сравнительно небольшой объем (7--10 млрд кубометров) и перепродает его в республики Закавказья. В «Газэкспорте», правда, демонстрировали олимпийское спокойствие, говоря, что их контракт не предусматривает пересмотра цены. А невыполнение обязательств одной из сторон (например, прекращение поставок Ашхабадом) должно караться очень высоким штрафом, сопоставимым с размером контракта.
30-процентный рост цен на туркменский газ, на долю которого приходится 45% в газовом балансе Украины, сулил значительную дополнительную нагрузку на экономику и население страны. «Нафтогаз» попытался надавить на туркменское руководство при помощи России. С «Газпромом» были достигнуты устные договоренности о том, что в случае прекращения туркменских поставок российский монополист готов гарантировать до 21 млрд дополнительных кубометров газа. Это давало Киеву прежде всего возможность для маневра на торгах с Ашхабадом. Но как только появилась ясность на украинских выборах, «Газпром» неожиданно отказался от своих устных обещаний. В разгар зимы пол-Украины могло остаться без тепла и света, что сделало «Нафтогаз Украины» очень сговорчивым. Ашхабад «сбросил» два доллара и увеличил объем газа, который идет в счет оплаты за услуги, и 3 января глава «Нафтогаза» Юрий Бойко поставил свою подпись под документом, который увеличил на треть цену газа для Украины.
Помимо прочего тем самым г-н Бойко подготовил прекрасную платформу для своей отставки. И.о. украинского премьера Николай Азаров, назначенный на эту должность Леонидом Кучмой, который лично следил за работой «Нафтогаза», уже успел заявить, что правительство не уполномочивало г-на Бойко подписывать контракт с такими ценами. А г-жа Тимошенко сообщила, что Ниязов поднял цены, узнав о том, что «Нафтогаз» имеет сверхприбыль от перепродажи этого газа в Европе через структуры, близкие к руководству компании. Хотя очевидно, что туркменский скандал лишь прекрасный повод для новой власти взять под контроль главные финансовые потоки в стране, значительная часть которых проходит через нефтегазового монополиста.
Алексей ГРИВАЧ