|
|
N°237, 28 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Так жили поэты
Питерский район Озерки как артистический «вишневый сад»
Семинар «Деревня художников», организованный Петербургским журналистским центром международного сотрудничества при поддержке аналогичной организации северных стран, предложил журналистам сравнить два способа организации социохудожественного пространства: поселения художников в Озерках (некогда -- местечко под Ленинградом, теперь -- городской район) и деревни Фискарс, что километрах в ста от Хельсинки.
В середине 1870-х в Озерках разыгрался пра-«вишневый сад»: наследники графа Шувалова, владевшие этими обширными землями, распродали их под дачи. К 1910-м Шувалово--Озерки были обильно застроенным и освоенным предместьем, с ресторанами, купальнями, лодочными катаниями, кегельбаном, кафешантаном, летними театрами и эстрадами, железной дорогой, греблей и занятием к ней в рифму... впрочем, дух и душок этого места легко обонять во всей остроте и томности -- спасибо Блоку.
Затем несколько советских десятилетий подступала и одолевала мерзость запустения. Потихоньку художники стали арендовать под мастерские пустующие и разрушающиеся дома, кто-то их и вовсе купил, и постепенно тут угнездилось около 90 человек. В 90-х четыре десятка из них сошлись в творческое объединение «Озерки». А еще десять лет спустя это слово приобрело новый смысл: Озерки теперь район «престижного жилья». Бешеная стройка пожирает историческую застройку, с границ надвигаются громадные новые, и разумеется, безобразные домища, изнутри земля, как погаными грибами, прорастает «коттеджами». Сюжет «Вишневого сада» в российской жизни -- архетипический.
Однако покамест целы и очень даже живы, к примеру, мастерские Каминкеров и Колибабы. Дмитрий Каминкер -- знаменитый скульптор, мотор озерковских мероприятий типа ежегодных выставок-фестивалей, где всякие веселые объекты плавают по воде и висят на деревьях. Скульптор и его сын Даниил, а дочь Саша -- керамист. И Леонид Колибаба тоже отличный скульптор, а жена его Татьяна пишет иконы. Фаланстером для обеих семей служит деревянный дом начала прошлого века -- как и большинство окрест.
Скульпторы -- в силу профессии люди рукастые -- обустроили доставшуюся им развалину, провели газ и отопление, теперь на первом и втором этажах мастерские, на чердаке -- нечто вроде склада готовых работ. Участок в 18 соток не просто участок, а Международный центр пленэрной скульптуры. Многие вещи очень хороши, смешны и пленительны разом. В частности, в углу сыскался фонтан памяти телефона, который летом 2002-го украшал выставку «Сад скульптуры и отдыха» в саду Фонтанного дома. Каминкер проливает трогательную слезу по поводу старинных эбонитовых телефонов и попутно пародирует знаменитый памятник «Стерегущему» на Петроградской стороне. Притом он увидел в пенопласте фактуру ноздреватого песчаника -- оказалось, если этот пузырчатый материал правильно покрасить, он станет камнем.
Так же виртуозно Леонид Колибаба работает с деревом -- дерево отвечает взаимностью.
Если проехать минут двадцать, попадешь в Сад скульптуры, это уже соседний район Коломяги. Сад династический. Здесь выставляются и одновременно работают патриарх Лев Сморгон, его дочь Марина Спивак, ее муж Александр Позин, их дочь Инна. Это тоже 18 соток, участок отлого спускается к руслу бывшего ручья. Оглянешься -- за проволочным забором неоварварский проспект, те самые домищи. Их жителям можно позавидовать: вместо автомойки и помойки, ларьков и опорного пункта правопорядка иметь под окнами такой маленький заколдованный садик. Однако почему-то кажется, что дома смотрят на него не с любовью, а с угрозой.
Неподалеку -- галерея «Сельская жизнь». Этот дом (тоже 1910-х) уже со всех сторон зажат бетонными параллелепипедами. И здесь некогда цвела чеховско-набоковская жизнь, от которой уцелели лепнина да печка. Потом -- коммуналка, потом, после смерти последней аборигенши, приют убогого бомжа, наконец, в 1995-м художники Марина Алексеева и Борис Казаков взяли его в аренду. Работают, устраивают выставки, крутят кино на 35 мм, издают одноименный с галереей рукодельный журнал.
В общем, счастье. И покуда здесь теплится жизнь, и Петербургу не быть пусту. Как бы над этим адресно и целенаправленно ни работали.
А Фискарс -- это жизнь после смерти. С середины XVII века тут были железоделательные предприятия (известная марка ножей и ножниц Fiskars -- по названию места производства). В начале 1990-х металлистов куда-то перевели, а бывшие промышленные постройки, как и во всем мире, деликатно отремонтировали и отдали художникам (или тем, кто себя таковыми вообразил). Их здесь тоже человек 90. В основном прикладники: керамисты, кузнецы, те, кто вручную варит и льет всякие экзотические сорта бумаги. Из дерева предпочитают делать не скульптуры, а мебель. Еще фарфор лепят и расписывают, шерсть валяют и все такое прочее. То есть произведение нужно не само для себя, а должно к чему-нибудь пригодиться. Практичной натуре ближе функциональность, недаром финский дизайн -- из лучших в мире. (Элена Нясянен, функционер Союза художников Финляндии, поделилась беспокойством: с современным искусством дела нехороши, и даже хельсинкская Kiasma, Музей contemporary art, работы финских авторов покупает мало. В самом деле, в Киазме главные экспонаты нынче -- сортирная дверь Кабакова и финский «Выбор народа» Комара с Меламидом.)
В Фискарсе, не мудрствуя лукаво, ремесло поставили подножием искусству. Несколько человек получают гранты правительств северных стран (до 100 тыс. евро), остальные живут от продажи работ. И хоть аренда мастерских тут порядком дешевле, чем в столице, многим, надо думать, нужно немалое мужество, чтобы позволить себе считаться художником -- со всеми вытекающими материальными тяготами.
Но все же это личный (и свободный!) выбор между уровнями благосостояния -- а общество с тобой в любом случае согласно. У нас же никаким общественным договором между художником и остальными и не пахнет. Потому, должно быть, большинство наших художников отличаются аскетизмом, истонченностью черт, на которых отсвет высокого, трогательного безумия. (Вне зависимости от объективного качества работ -- оно, конечно, очень разное.) Кажется, их соединяет нечто, что выше и важнее любых практических резонов. «Так жили поэты. Читатель и друг! Ты думаешь, может быть, хуже / Твоих ежедневных бессильных потуг, / Твоей обывательской лужи?»
Издевательский блоковский вопрос (как «Вишневый сад») -- снова ко времени. Духовная деятельность -- единственное, что придает смысл человеческой жизни. Даже и нынешней нашей жизни. Тем более нынешней.
Дмитрий ЦИЛИКИН, Санкт-Петербург