|
|
N°237, 28 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вскрытая камера
В Великобритании будет опубликована карта расположения фоторадаров для фиксации скорости
Автомобилистам туманного Альбиона удалось добиться весьма ощутимой победы над дорожной полицией -- хотя бы в рамках отдельно взятого европейского государства. В начале 2005 года будет впервые опубликована официальная карта расположения всех 5 тыс. скрытых фоторадаров Великобритании, фиксирующих нарушение скоростного режима. Ранее эти данные относились к разряду конфиденциальных, хотя наверняка водители со стажем уже давно взяли на заметку все полицейские «засады» в своих окрестностях. Теперь же речь идет об открытии большого массива служебной информации полиции, и не исключено, что со временем местоположение каждой скрытой камеры, призванной отслеживать лихачей, будет занесено и в туристические путеводители.
Примечательно, что, как утверждает газета The Independent, решение открыть карты приняли сами полицейские. Рекомендации о публикации местоположений фоторадаров разослал главным констеблям на местах Совет высшего командного состава полиции (ACPO). Старший инспектор одного из подразделений ассоциации Пол Брукс заявил газете, что полицейские посчитали «справедливым право общества знать такие вещи». Впрочем, поступок этот был во многом вынужденным -- вступивший в силу в Великобритании Акт о свободе информации в любом случае предполагал открытие более 100 тыс. служебных документов правоохранительных органов. В ACPO признают, что решили не дожидаться вала запросов от водителей и изъявили желание заранее удовлетворить их законное любопытство.
А в том, что английские автомобилисты не заставили бы себя ждать, сомневаться не приходится. Водители Великобритании уже давно стали авангардом общеевропейского движения борьбы с фототехникой для фиксации нарушения правил движения -- как со скрытыми камерами, так и с вывешенными на виду фоторадарами. Согласно подсчетам Ассоциации британских водителей (ABD), с помощью этих хитрых устройств, устанавливаемых на дорогах, полицейские уже добились лишения прав более 250 тыс. человек. Причем четверо из пяти подвергшихся наказанию утверждают, что их правонарушение, зафиксированное камерой, было незначительным и не представляло опасности для окружающих.
Ранее автомобилисты Туманного Альбиона уже добились того, чтобы значительная часть скрытых фоторадаров была выведена из «подполья» и даже окрашена в яркие цвета, убедив правительство в том, что несанкционированная фотосъемка является нарушением прав человека. Теперь же Ассоциация водителей, похоже, намеревается не только добиться обнародования информации по оставшимся незамеченными камерам, но и бороться за полный демонтаж этих устройств, которые власти и полиция считают отличным средством профилактики правонарушений. Лидер ABD Брайан Грегори утверждает, что из-за засилья фоторадаров дороги Великобритании станут только опаснее, поскольку «на них появятся водители-зомби, которые в страхе потерять свои права уткнутся в спидометр». Примечательно, что водителей поддерживают даже и некоторые эксперты по безопасности. В частности, в этом году в одном из исследований, опубликованных в довольно авторитетном издании British Medical Journal, утверждалось, что выставленные на показ радары могут спровоцировать рост числа дорожных аварий.
Пример свободолюбивых британских автомобилистов не остался незамеченным и в континентальной Европе. Так, например, в Италии властям недавно пришлось согласиться с необходимостью устанавливать на дорогах знаки, предупреждающие водителей о приближении к участку, где ведется автоматическая фиксация скорости. Автомобилистам же Германии, где активно практикуется практика наказания водителей по показаниям фототехники, добиться от правительства таких поблажек пока не удалось. Однако настойчивые немцы предприняли обходной маневр, пытаясь доказать, что яркие фотовспышки, автоматически срабатывающие в темное время суток при превышении скорости, слепят водителей и тем самым провоцируют дорожно-транспортные происшествия, последствия которых могут быть более серьезными, нежели превышение скорости на несколько километров в час.
Российское же автомобильное сообщество пока достаточно спокойно реагирует на попытки отечественных автоинспекторов использовать технические средства борьбы с нарушителями скоростного режима. Немногочисленные фоторадары на МКАД и в окрестностях постов ГИБДД в принципе уже давно известны, как известны и их «слабые стороны»: неспособность фиксировать более трех рядов и выдавать четкие снимки в темное время суток. Впрочем, относительно недавнее появление на улицах Москвы автомобилей, оснащенных фоторадарами и аппаратурой для видеозаписи нарушения, все же вызвало легкую панику. Но до протестов и ссылок на нарушение прав человека в России дело еще не дошло.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ