|
|
N°237, 28 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Устойчивость и стабильность отношений Индии и России уникальны
В предстоящие пять лет Индии и России необходимо довести объем торговли до 5 млрд долл., считает посол Республики Индия в России Канвал Сибал. В прошлую среду он вручил в Кремле верительные грамоты президенту Владимиру Путину. Политические связи Индии и России, по мнению г-на Сибала, крепки как никогда, о чем свидетельствует третий по счету визит президента России в Индию, состоявшийся в начале декабря. Об итогах саммита и о проблемах в двусторонних отношениях посол Канвал СИБАЛ побеседовал с обозревателем "Времени новостей" Александром ЛОМАНОВЫМ.
-- Во время визита Владимира Путина в Индию российская сторона много внимания уделила защите своих прав в области интеллектуальной собственности на оборонные технологии. Насколько важна эта тема для наших отношений?
-- Индия и Россия договорились заключить соглашение о защите прав интеллектуальной собственности в ближайшие четыре месяца. Задержка вызвана тем, что стороны по-разному смотрели на суть этого соглашения. Во всех существующих оборонных контрактах, например на авианосец «Адмирал Горшков», самолеты "Су" и МиГ-29, танки Т-90, сохранение секретности и защита интеллектуальной собственности уже оговорены. Индия исходит из того, что никаких проблем между нами в этой области не существует. Однако российская сторона считает, что мы готовимся к долгосрочному сотрудничеству в оборонной сфере, которая включает секретные технологии, и потому настаивает на всеобъемлющем межправительственном соглашении. Но будут ли обращены накладываемые этим соглашением обязательства в прошлое? Наше оборонное сотрудничество насчитывает десятилетия, поэтому вопрос ретроспективных обязательств нужно прояснить, чтобы не создать путаницу. Индийская сторона дала понять, что хотела бы применять это соглашение лишь на перспективу. В ходе визита президента Путина проблема была решена.
-- Москву волнует также проблема запчастей к военной технике российского производства -- когда Индия покупает их в третьих странах, а не в России...
-- Индия довольна российской техникой, но регулярность поставок запчастей к ней нарушилась после распада СССР. Во время своих недавних визитов в нашу страну министр обороны Сергей Иванов и президент Путин заявили, что Россия создаст в Индии центры обслуживания техники и склады запчастей. Когда это произойдет, существующие проблемы исчезнут. Наши ВВС и ВМФ оснащены российской техникой на 70%, сухопутные войска -- на 45%. Так что поставки запчастей жизненно важны для боеготовности нашей армии. Возможно, что в некоторых случаях предложенные Россией цены были неразумно высоки. Однако, на мой взгляд, эта проблема не связана с защитой интеллектуальной собственности. Если Индия решит искать запчасти в странах Центральной и Восточной Европы или в бывших республиках СССР, то это будет чисто коммерческая сделка. Тут возможно нарушение лицензионного соглашения между этой третьей страной и Россией, но не со стороны Индии.
-- Как воспринимают партнерство с Россией индийские политические и военные круги?
-- Устойчивость и стабильность наших отношений на протяжении почти пяти десятилетий уникальны. Между нашими странами нет противоречий, зато есть устойчивое геостратегическое совпадение интересов. Такие отношения необходимо укреплять. Однако экономическое сотрудничество Индии и России не дотягивает до уровня долгосрочного стратегического партнерства. Товарооборот между Индией и Китаем в этом году составил 12 млрд долл., а между Индией и Россией -- менее 2 млрд долл. В одночасье эту проблему не решить. Существует, в частности, долг Индии перед Россией в рупиях, это около 3 млрд долл. Во время визита президент Путин сообщил, что часть этого долга будет инвестирована в совместные предприятия на территории Индии.
-- Однако российский президент при этом выразил пожелание, чтобы эти средства "не были упакованы в прокрустово ложе только совместных предприятий".
-- Рупийный долг изначально можно было использовать только для торговли, а не для инвестирования. Существующие правила не допускают также использования этих средств на фондовой бирже. Но, с нашей точки зрения, желательно, чтобы на эти деньги можно было покупать акции индийских компаний -- не в спекулятивных целях, а с целью инвестирования.
-- А если россияне захотят в счет долга купить в Индии недвижимость, землю?
-- Существующие правила этого не позволяют. В первую очередь эти средства должны инвестироваться в совместные предприятия для выпуска новой продукции, особенно в те, которые создаются с нуля. Выкуп с их помощью существующих предприятий и краткосрочные инвестиции на бирже индийскую сторону не слишком интересуют.
-- Прошло уже 15 лет со времени начала рыночных реформ в обеих странах. Почему двусторонняя торговля так заметно отстает от намеченных целей?
-- Индия почти не присутствует в российском энергетическом секторе, за исключением наших инвестиций на Сахалине. В Индии дефицит энергоносителей, и тут мы имеем естественные предпосылки для партнерства и наращивания торговли.
Кроме того, после распада СССР прервались поставки в Россию индийских потребительских товаров по рупийно-рублевым договоренностям. В советское время около 70% потребляемого в России чая приходило из Индии, теперь -- только 30%. Та же картина и с табаком, и с текстилем. Торговлю нашими традиционными товарами надо строить заново в условиях рыночной конкуренции.
Еще один пример. Россия продает свои алмазы торговцам в Антверпене, фирме «Де Бирс», но почти все они потом приходят в Индию, потому что там гранят и полируют 80% всех добываемых в мире алмазов. Договор с России с «Де Бирс» заканчивается в 2006 году. В перспективе Индия может стать покупателем большей части российских необработанных алмазов.
-- Неужели единственным ресурсом роста двусторонней торговли является российское сырье?
-- Индийский экспорт в сфере информационных технологий в прошлом году достиг 12 млрд долл. Ожидается, что в ближайшие пять лет успех в области информатики повторится и в индийской фармацевтической отрасли. Нам придется конкурировать с западными компаниями, которые уже действуют в России, но потенциально в этой области мы можем добиться существенного прогресса. Надо больше участвовать в торговых выставках, бизнесменам нужна свобода передвижения, однако российские правила выдачи бизнес-виз были очень жесткими. В ходе саммита Россия предложила Индии такое же визовое соглашение, какое у нее существует с Германией, Италией и Францией. Наконец, мы не сможем увеличить объемы торговли, пока не будет взаимного доверия в финансовой сфере. Существует проблема отказа индийских банков принимать аккредитивы и гарантии российских банков. Отсюда значимость меморандумов о сотрудничестве, которые подписали во время визита президента Путина российские и индийские банки.
|