|
|
N°232, 21 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Государство должно заказывать музыку»
Газета «Время новостей» обратилась к деятелям культуры с вопросом: «Знаете ли вы содержание программы, подготовленной Министерством культуры, и что, по вашему мнению, было бы необходимо сделать государству для улучшения состояния культуры?». Выяснилось, что обсуждение этих проблем действительно назрело, так как до сих пор нет ясного представления даже о том, чего именно хотят участники культурного процесса от власти. Есть конкретные предложения, есть эмоциональные оценки, но нет общей системы взглядов, нет даже той точки зрения, с которой можно было бы начать общий разговор. «Время новостей» начинает обсуждение проблемы с публикации мнения Ивана ПОПОВА, заместителя генерального директора Московского международного Дома музыки.
О программе я, к сожалению, узнал из газет и телеэфира. И, судя по тому, что обсуждалось и как шло само обсуждение, в ней еще многое сыро и требует доработки.
Вообще же мы могли бы только приветствовать обращение к действующим культурным институтам, к центрам масштаба ММДМ с вопросом, что же требуется от государства с точки зрения представителей музыкальной культуры.
Действительно вместо суррогатов культуры, о которых упоминалось во время обсуждения, мы можем предлагать культурную продукцию высокого качества. Собственно, мы это и делаем. Но, на мой взгляд, необходима целевая государственная программа стимулирования интереса к классике. Причем не только таких имен и направлений, которые хорошо известны и широко доступны. Нужна продуманная стратегия поддержки интереса к современной музыке, к старинной музыке, к молодежным программам. К самым разнообразным «специальным» направлениям, которыми мы пытаемся заниматься, но в сегодняшних условиях это невероятно трудно. Мы давно уже думаем об абонементе современной музыки, но найти деньги на это в частном секторе оказывается почти невозможно. В прошлом году у нас провалился абонемент «Возвращение» с участием молодых музыкантов из России, известных или только начинающих делать карьеру на Западе и совершенно не известных здесь. Но ведь таким образом наша культура теряет множество интересных молодых исполнителей. Тут, извините, прямая аналогия со спортом -- мы уже слишком много потеряли. Конечно, в советской системе было перепроизводство высококлассных исполнителей. Но теперь молодежь сначала уезжает учиться на Запад, потому что ослабла вся старая огромная система музыкального образования -- повсеместные школы, училища, институты, и упало само качество образования. А потом эти молодые люди не могут вернуться, потому что у нас нет никаких механизмов их продвижения к публике, которая совершенно не заинтересована в неизвестном.
Государство не должно поддерживать все. Если есть что-то, что может само себя окупать, не нужна господдержка. Мы вообще уже давно ушли от папы-государства. Но большая часть классической продукции не рыночна. Поэтому, повторюсь, нужна целевая поддержка, возможно, из бюджетных средств. Но не только из них и не всего.
Нужен еще закон о меценатстве. Необходимо срочно создать четкие продуманные правовые рамки для спонсорства и условия, которые стимулировали бы частный сектор на участие в финансировании классики. Сегодня эти условия не то, что не улучшились -- ухудшились. У спонсоров нет никаких резонов поддерживать классическую музыку. Нет никаких налоговых льгот. Только если крупная компания заинтересована в имиджевом пиаре, она может участвовать в финансировании крупных проектов. Ничего больше. Если мы этого не изменим, никаких изменений в музыкальной жизни не произойдет. Россия будет продолжать предлагать безумные цены за знакомые и статусные мировые имена.
Нужно все-таки перенимать европейскую практику, когда процент от прибыли до налогообложения идет на культуру, образование, другие социальные программы (в каждой цивилизованной европейской стране существует целый список таких) и изымается из налогооблагаемой базы. Зачем нам выдумывать велосипед?
Пока все, что происходит в налоговой сфере, -- это детский сад. Те же самые нефтяники сидят на бешеных деньгах, а государство зачем-то выжимает налоги «в ручную», после чего отправляет их в ту же социальную сферу. Можно, конечно, понять государство -- у него есть опасения, что могут быть злоупотребления, что средства будут расходоваться неправильно. Но лучше все-таки урегулировать этот вопрос законодательно, чем усложнять саму конструкцию и оборот средств.
Таким образом, классической музыке нужна бюджетная поддержка и нужны условия для меценатства. И плюс к этому необходимо создать такие условия, чтобы в концертной практике упор делался на развитие. Только государство может это простимулировать. Нужно, чтобы оно «заказывало» музыку. Это должно быть нечто вроде программы пропаганды классики на идеологически правильных основаниях. Идеологически правильных -- это не марксистско-ленинских, а просто продуманных. Ведь частный сектор скорее поддержит «Тату», чем классику. Государство должно играть первую скрипку в выборе приоритетных музыкальных направлений.
Записала Юлия БЕДЕРОВА