|
|
N°232, 21 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дружба -- фройндшафт
Германии не нужна "новая политика" в отношении России
В Гамбурге вчера начались седьмые по счету российско-германские межправительственные консультации. Их возглавляют президент России Владимир Путин и канцлер ФРГ Герхард Шредер. В 17 часов самолет из Москвы приземлился в аэропорту Гамбурга, где глава правительства Германии встретил российского гостя.
Когда самолет российского президента уже совершал посадку, бундесканцлер подошел к журналистам. "У нас будут хорошие переговоры, -- пообещал он. -- Основное внимание мы уделим вопросам экономики. Но немаловажное место займут и вопросы молодежного обмена". Один из репортеров спросил, когда этот обмен станет безвизовым. "Мы и этого добьемся", -- ответил Шредер. А как насчет Украины? Вместо ответа канцлер поспешил к трапу уже подруливавшего к красному ковру самолета.
В отеле «Атлантик», где поселили российского президента, в свое время снимали один из фильмов о похождениях его легендарного коллеги -- агента "007" Джеймса Бонда. Здесь между Владимиром Путиным и Герхардом Шредером состоялась первая беседа с глазу на глаз.
Главная тема визита -- экономические и финансовые вопросы. Понятно, что в деловых кругах Германии высок интерес к «проблематике ЮКОСа». Скорее всего канцлер был первым, кому довелось узнать подробности на этот счет из уст самого президента России.
Тема «щекотливых вопросов», которые якобы «омрачают» нынешнюю встречу президента Путина и канцлера Шредера, хоть и звучала в немецких СМИ накануне визита, но как-то вяло. Вновь упоминались Чечня, ЮКОС и примкнувшая к ним Украина. Как заявил вчера по приезде в Гамбург Владимир Путин, он получил предложение Шредера, сделанное от имени ЕС, по активизации участия в решении проблем, связанных, в частности, и с Чечней, "и относится к ним серьезно". Официально канцлер ФРГ, скорее всего, не станет предъявлять президенту России стандартные претензии Запада. Но не исключено, что между лидерами двух стран состоится мужской разговор без свидетелей.
Причин тому несколько. Лидеров России и Германии считают хорошими друзьями. Кроме того, канцлер Шредер исключительно высоко оценивает уровень российских реформ и личный вклад в это российского президента. Недавно он назвал Владимира Путина «демократом чистой воды». Для прагматика Шредера неоспоримый приоритет -- экономика. Это гарантирует справедливый подход к межгосударственным отношениям России и Германии. В последние годы взаимозависимость экономик обеих стран быстро увеличивается. В одном из своих выступлений канцлер ФРГ как-то заметил, что успешным в Германии могут быть лишь те политики и то правительство, которым удается строить стабильные деловые отношения с Россией.
Последнее обстоятельство без преувеличения можно считать аксиомой, которую не хочет принять во внимание местная оппозиция. Вице-председатель ХДС/ХСС Кристоф Бер обвинил нынешние немецкие власти в «благодушии» по отношению к России, поскольку им недостает мужества высказать «неприятную правду».
На это Райнхард Бютикофер, глава партии «зеленых», входящей в правящую коалицию, возразил, что федеральное правительство не видит необходимости в иной политике в отношении России. Вчера он подчеркнул, что так называемая новая политика конфронтации с Россией не в состоянии открыть какие-либо перспективы. «Мы должны вести свои поиски в направлении сотрудничества, -- добавил г-н Бютикофер. -- В правительстве на этот счет все единодушны. И уже в рамках сотрудничества мы можем критиковать и обсуждать спорные вопросы. Но для этого нам не требуется какая-либо «новая политика» в отношении России».
Впрочем, гамбургская встреча проходит в обстановке такой душевности, что говорить о какой-то критике даже странно. Вчерашний день закончился торжественной церемонией в гамбургской ратуше (там Путин оставил запись в книге почетных гостей, а Немецкий институт вина преподнес президенту России продукцию местных виноделов) и частным ужином двух лидеров. Выступая в ратуше, Путин признался, что ему "приятно быть сегодня здесь, в этом замечательном замке в городе Гамбург". "Во-первых, это -- город-побратим моего родного города Санкт-Петербурга, у меня с Гамбургом связаны очень хорошие воспоминания о нашей дружбе, о нашем сотрудничестве, -- пояснил президент. -- Как мы сейчас в дороге с господином федеральным канцлером решили -- это один из лучших городов Германии, самый лучший". Кто же осмелится после этого задавать каверзные вопросы?
Юрий ШПАКОВ, Гамбург