|
|
N°231, 20 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Папенькины сынки
Выставка "Павел I. Мир семьи" в зале Федеральных архивов
С династической точки зрения главной миной, которую заложил под русский престол Петр Великий, была расправа с царевичем Алексеем. Можно, конечно, считать это и карой небесной за сыноубийство, но после Петра кто только не царствовал. Корона странствовала по довольно неожиданным головам. Великий князь Павел Петрович был в этой череде первым более-менее правильным наследником; пускай маменька свергла и убила папеньку, но Павел-то был рожден во дворце. Павел с большой натяжкой мог возвести свой род к Романовым, но именно он стал основателем того дома Романовых, который далее респектабельно царствовал вплоть до революции. И Павел был первым из императоров, кто имел нормальную семью: жену, выводок детей. А у детей была любящая бабушка, императрица Екатерина: отношения с сыном натянутые, но все же три поколения, все как у людей.
Пушкин при Николае Павловиче писал, что в России правительство -- единственный европеец. Павловичей усердно воспитывали и бабка, и мать, Мария Федоровна. Ее упрекали в немецкой узости, педантизме, тщеславии. Она была до отвращения добродетельна, терпела взбалмошность мужа, привечала Карамзина и Жуковского, опекала Смольный институт благородных девиц, а овдовев, возглавила ведомство по благотворительности и до конца дней шантажировала сына Александра намеками на его причастность к отцеубийству.
Мария Федоровна недурно рисовала, резала камеи, увлекалась медальерным делом. Детей обучали разным наукам, музыке и рисованию. Николай I любил рисовать солдатиков. Выставка показывает художественную сторону жизни царственной семьи. Следы ее сохранились во множестве музейных коллекций. Экспонаты предоставили 15 собраний (Государственный архив РФ, Павловск, Гатчина, Русский музей, Эрмитаж, Исторический музей, Третьяковская галерея, Музеи Московского Кремля, Пушкинский Дом, Архив и Музей Военно-морского флота, Военно-исторический музей, Исторический архив, Архив древних актов, Национальная библиотека). В столь концентрированном виде это не было доступно и специалистам.
Творчество Марии Федоровны: натюрморт с цветами и букашками, великолепные камеи, все больше с профилями детей, мужа, императрицы Екатерины -- ныне почти забытый вид искусства. Собственноручно ею выполненные медали в честь коронации мужа и победы над Наполеоном. А вот ученические работы детей. Они срисовывают картинки с сельскими домиками, сначала по-детски кривенько, потом все более уверенно. Вполне недурные рисунки, подаренные Академии художеств. Дочери делают камеи. А вот и пресловутые солдатики Николая Павловича. Он был прекрасным рисовальщиком, сам подготовил серию листов для собрания образцов обмундирования, рисовал живые карикатуры. В том числе на государственных бумагах. На докладе о том, что русский пароход на пять часов отстал от иностранного, вместо резолюции собственной его величества рукой начертана голова, кричащая: "О страм!" Причем начертана легкими, точными, пластичными линиями. Один из самых поразительных экспонатов -- автопортрет Николая, уже немолодого (1843). Таким его не осмеливался ни нарисовать, ни увидеть никто: усталый, морщинистый, озабоченный, потертый какой-то, но твердый.
Ученические тетради великих князей с оценками учителей и -- отдельно -- маменьки. Игрушки: крошечные ружье и барабан, посуда. Костюмчик Александра. Шутливое завещание Николая, сочиненное лет в пятнадцать вместе с братом Михаилом: «1. Совсем не обладая средствами, имея лишь 2 рубля и 80 су серебром, я завещаю их черти кому ... 8. Пусть из моей кожи сделают барабан для Измайловского полка ... 10. Завещаю себя заморозить, а потом похоронить в могиле с нашатырем».
Второй зал выставки целиком посвящен военным увлечениям мужской половины семьи. Выполненные Николаем чертежи пушек и укреплений, бесконечные его эскизы мундиров. На акварелях Гау, изображающих обитель самодержца, видно, что она от пола до потолка увешана картинами с образцами униформы и батальными сценами. Из мемориальных вещей -- шитые обшлага и воротник с мундира Константина и двуглавый орел с распростертыми крылами, венчавший каску Николая. Его устроители выставки забавным и элегантным жестом поместили в низ витрины, не дав крылам осенить экспозицию. Осеняют же ее намеренно бутафорские бумажные барельефы с вензелями Павла, помещенные над дверями. Очаровательно небанальное дизайнерское решение: включить в игру входные двери. Украшенные павловскими вензелями, они чуть иронично оформлены под дворцовый декор.
Центральный экспонат -- полотно фон Кюгельгена "Император Павел I с семьей", никогда прежде не покидавшее Павловского дворца. И, конечно, залы полны портретов. Мария Федоровна юная и в трауре по мужу; Павел во всех возрастах и видах; дети маленькие и выросшие; портреты красавиц-дочерей работы лучших мастеров эпохи.
Особая тема -- родственная любовь. Нежные письма детей родителям и родителей -- детям. Екатерина хвастается внуками в письмах философу Гримму. Череда пар женихов-невест и молодоженов. Мария Федоровна -- Павлу, по-русски: "Я люблю, душа моя, ты друг мой". Александр и Елизавета, по-французски: "Дорогая подруга, я буду вас любить всю свою жизнь" -- "Дорогой друг, я буду вас любить всю жизнь". Юность, свадьбы, надежды.
Браки не все удавались. Четыре дочери из шести умерли молодыми. Павел охладел к жене, подозревал ее и сына в заговоре, хотел их заточить, чем приблизил собственный страшный конец. Александр вступил на трон после гибели отца, дав добро заговорщикам. Как увязать это с неподдельным выражением семейных чувств? Время их извело или беспредельность самодержавной власти? Или чувства сохранялись, делая душераздирающим следование государственной необходимости? Бог весть.
Ольга ОВЕН