|
|
N°230, 17 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошему танцору погоны не мешают
Парламентарии намерены сократить число отсрочек от призыва
Осенний призыв в российские вооруженные силы близится к финалу. На сегодня, по данным главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ) Генштаба, «забрито» уже больше 95% рекрутов от запланированных более чем 176 тысяч, почти 70% уже отправлены к местам службы.
Качество призывников по-прежнему оставляет желать лучшего. Больше половины имеют ограничения по здоровью. Отсюда проблемы с комплектованием элитных частей десантников, спецназа, морской пехоты и им подобных. Вообще по состоянию здоровья «бракуется» каждый третий призывник (для сравнения: в 1988 году браковался каждый пятнадцатый). Образовательный уровень рекрутов также продолжает снижаться -- среди них все чаще попадаются неграмотные. И, наоборот, растет число тех, кто имеет снятую или погашенную судимость, состоит на учете в милиции.
Не становится меньше и уклонистов. В эту призывную кампанию проигнорировали военкоматовские повестки более 21 тысячи человек. Надежды на вступление в силу с 1 января 2005 года закона «Об альтернативной гражданской службе» (АГС) никак себя не оправдали -- в этот призыв служить на альтернативной основе будут менее полутысячи человек. В армии наблюдается новое явление -- уклонение от АГС. Военные недовольны тем, что следственные органы возбуждают уголовные дела только в 9% случаев уклонения от службы, что милиция ловит лишь каждого пятого уклониста. Военные комиссариаты на ниве розыска действуют вдвое успешнее.
Так или иначе, укомплектовывать армию год от года сложнее, признал недавно начальник ГОМУ генерал-полковник Василий Смирнов. Особенно усугубляет ситуацию, считает генерал, устойчивая тенденция снижения доли граждан «реально призываемых на военную службу». Сегодня военкоматы ставят в строй лишь каждого девятого юношу призывного возраста (десять лет назад эта доля была втрое выше). Остальные на законных основаниях или вообще освобождены от военной службы, либо имеют право на отсрочку. И поэтому для полного укомплектования в этот призыв не будет хватать больше 31 тысячи новобранцев.
Поскольку призыв еще надолго (если не навсегда) останется основным способом комплектования армейских рядов, Минобороны и поддерживающие его силовые комитеты обеих палат парламента разрабатывают стратегию уменьшения количества оснований для отсрочек. Это количество, считают военные, перешло все разумные пределы. Справедливости ради надо признать, что по количеству отсрочек Россия действительно впереди планеты всей -- набирается 34 категории граждан, законно не призываемых на военную службу. Надо учесть и то обстоятельство, что в результате демографического провала в 90-е годы в 2008 году мужчин призывного контингента будет в несколько раз меньше. В этом же году срок военной службы по призыву планируется сократить с двух лет до года, что еще более осложнит ситуацию.
Так что же планируют противники отсрочек? Прежде всего упорядочить законодательство, которое должно более гибко реагировать на ситуацию с призывом. Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин считает ненормальной ситуацию, при которой пункты и подпункты статей закона, указы президента нередко содержат в себе две, три и даже более категорий граждан, законно не призываемых на службу. По словам парламентария, часто неясно, на каких принципах эти категории собраны в одной правовой норме. Внутри каждой категории идет постоянное увеличение числа граждан. Перечень оснований, по мнению г-на Заварзина, достиг критической массы. Однако попытки еще более расширить его не прекращаются. За последние четыре года нижняя палата парламента рассмотрела более 30 законопроектов на эту тему. В то же время до депутатов не дошел ни один законопроект, который предлагал бы отказаться хотя бы от одной отсрочки.
И законодатели решили дать бой -- провести своего рода ревизию оснований для освобождения и отсрочек от службы. Сегодня можно с достаточной степенью уверенности говорить о тех, кто может лишиться отсрочек в первую очередь. Председатель комитета по безопасности и обороне Совета Федерации Виктор Озеров считает, что прежде всего нужно говорить об отмене отсрочек для сотрудников внутренних дел. За ними, по всей вероятности, последуют соседствующие с ними в пунктах и подпунктах законов пожарные, таможенники, налоговики и следователи прокуратуры. В предварительных списках «лишенцев» -- названные в квотированных указах президента артисты балета и цирка, музыканты и танцоры, научные работники и сотрудники Госнаркоконтроля. Попали на заметку и работники некоторых предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Не будут обойдены вниманием и те, кто получал отсрочку в категории «по семейному положению», а также «в связи с обучением», -- из выпускников вузов лишь четвертая часть пошла работать по специальности. Значит, остальным 75% отсрочка предоставлялась только ради самого процесса обучения? Больше других разрослась категория отсрочек «по профессиональной принадлежности». Например, сельские учителя и врачи, рассуждают народные избранники, не проходят военную службу потому, что работают в интересах государства в другом месте. Значит, работников этих и им подобных категорий надо просто переместить в сферу закона об АГС. Видимо, будут подсокращены кое-какие из тех 400 организаций, работникам которых отсрочки утверждает правительство.
Намерены парламентарии ударить и по уклонистам. Закон «О воинской обязанности и военной службе» требует, чтобы призывник получал повестку из военкомата лично под расписку. Призывники, под благовидным предлогом скрывающиеся от повестки, по закону не могут быть привлечены к ответственности. Так что скорее всего закон будет изменен.
Уже в следующем году парламентарии намерены выдать конкретные предложения, выбрав наиболее оптимальный путь пересмотра системы отсрочек. Аннулируя хотя бы одну из них, депутаты собираются предусмотреть компенсационные меры. Пока говориться о льготных условиях поступления в вуз после службы или о денежной компенсации платного обучения. Обсуждается выдача после прохождения службы сертификатов на обучение. В планах -- сделать военную службу по призыву стартовой площадкой для карьеры молодого человека. Только тогда, считают парламентарии, можно избежать ситуации, при которой в году на законных основаниях не призывается более 3 миллионов человек.
Николай ПОРОСКОВ