|
|
N°228, 15 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ирина Ясина: «Люди привыкнут, что журналист пишет правду, и начнут его читать»
Сейчас много говорят о том, что построение вертикали власти неминуемо сопровождается разрушением главного завоевания демократии -- свободы слова. Впрочем, и само общество, пресытившись невиданной доселе гласностью, похоже, особо об этой потере не сожалеет. Но возможен ли в принципе окончательный возврат страны к единому мнению, спущенному сверху? Вряд ли. За годы гласности выросло новое поколение журналистов, которые готовы отстаивать право общества знать правду, даже если поддержка общества незначительна -- временно незначительна. Таково мнение руководителя Клуба региональной журналистики, директора благотворительных программ региональной общественной организации «Открытая Россия» Ирины ЯСИНОЙ, которая ответила на вопросы «Времени новостей».
-- Недавно «Открытая Россия» проводила журналистский конкурс «Произвол в законе». Среди победителей конкурса большинство журналистов из региональных изданий. О чем это говорит -- о том, что на местах больше свободы слова, больше тем для критики, или о том, что региональные журналисты смелее столичных, менее ангажированы?
-- На местах ситуация разная и зависит от многих причин. Но, думаю, все дело в том, что московские журналисты более ленивые. Им это не нужно. Подумаешь, компьютер выиграют! Да и возможностей у московских журналистов гораздо больше. Хотя... Если их подталкивать, они, возможно, и поучаствуют в конкурсе, а если нет -- останутся в стороне. В регионах люди намного мобильнее. Поэтому провинциалы, приезжающие в Москву, добиваются больших успехов, чем коренные москвичи. У провинциалов иная мотивация -- им нужно пробиться, заявить о себе, завоевать столицу. Они используют все шансы, которые им выпадают. А москвичи, как правило, люди достаточно сытые.
-- Как вы думаете, в принципе ситуация с гласностью, свободой слова на местах как-то меняется?
-- Все у нас, конечно, меняется. Но не в ту сторону, в которую надо бы. По сравнению с тем, что было семь лет назад, все существенно хуже. Тем не менее я считаю, что в регионах свобода слова присутствует. По крайней мере в газетах. Этому есть несколько объяснений, кроме, разумеется, главных -- профессионального долга и стремления жить по-человечески. Но есть и другие «полезные» привходящие, в частности конкуренция. Как правило, на местах есть две группировки -- люди губернатора и люди мэра. Их противостояние полезно для гласности. Мэрская газета ругает губернатора, губернаторская -- мэра, и, естественно, какие-то проблемные темы они затрагивают. Кроме того, в региональных изданиях существенно проще поругать центральную власть. Удивительно, но в районных газетах свободы слова больше, чем в центральных, при том что местное начальство там критиковать нельзя.
-- Как происходит общение журналистов в Клубе региональной журналистики?
-- Два раза в месяц мы проводим семинары. Семинары первого уровня -- для новичков. Там мы затрагиваем экономические, социологические, политологические темы, вопросы культуры, истории, литературы. Семинары второго уровня мы строим так: три дня посвящаем правовой тематике, один день -- опять-таки общественно-политическим темам. К нам приезжают ребята абсолютно отовсюду, география -- от Камчатки до Пскова и Калининграда. Типы изданий тоже абсолютно разные. Там царит особая атмосфера. Ощущается пульс очень большой и многообразной страны. Живя в Москве, этого не чувствуешь. А тут приезжают ребята из Махачкалы, Ижевска, Тюмени, Улан-Удэ, начинают общаться, переписываться и делиться информацией, а потом выходят материалы, где сравнивается ситуация в той или иной сфере в совершенно разных областях России. Это уникальное братство, и оно обязательно повлияет позитивно на общественное настроение.
-- Можно ли как-то охарактеризовать состояние гласности по регионам -- где пресса более свободна, где менее?
-- Конечно, можно. Пока еще есть выборные губернаторы. Там, где губернатор человек достаточно либеральный, допускающий иное мнение, кроме своего и верховного, -- там есть свобода слова. Хотя и в относительных пределах, конечно. К таким регионам можно отнести Омск, Екатеринбург, Астрахань. А в то же время есть Кемерово, где любое живое слово сразу душится либо журналист уезжает, потому что жить там свободолюбивому человеку просто невозможно.
-- Вы полагаете, что свободная пресса сегодня остается одним из главных приоритетов российского общества или предпочтения несколько изменились?
-- Ребята приезжают очень грустные. Они говорят: «Мы никому не нужны, нашу газету закроют -- никто и не вспомнит, раньше было лучше». Но маятник качается, и нам нужно не оставлять наших усилий. Журналисты должны работать над собой, писать интереснее, острее, объяснять свою позицию. Я считаю, что громадная ошибка либералов 90-х годов была в том, что свобода слова была пущена на самотек и власть постеснялась или не нашла нужным объясняться с народом. Сейчас новая власть исправляет эту ошибку, ведя пропаганду по всем каналам телевидения. Вот когда врач прописывает таблетку, он должен предупредить о побочных эффектах. Если пациента начинает колбасить, но он предупрежден, пациент говорит: какой умный доктор! А если пациент не понимает, что происходит, он выкидывает таблетку и говорит: а доктор-то шарлатан! И больше никогда к этому доктору не идет. Эта ошибка стоила нам очень дорого.
-- Как вы думаете, каковы перспективы свободы слова в регионах в связи с политической линией страны, в частности с отменой прямых губернаторских выборов?
-- Перспективы мрачные, и надежда только на самих себя. Каждый должен что-то преодолеть в себе и все-таки писать правду, несмотря ни на что. Люди привыкнут, что журналист пишет правду, и начнут его читать. А если главный редактор будет выгонять -- ну что ж, значит, в какой-то момент надо и уйти.
-- Клуб региональной журналистики не занимается трудоустройством вот таких журналистов, уволенных из-за принципиального несогласия с главным редактором или преследования власти?
-- Наши возможности в регионах ограниченны. Было только два случая, когда мы смогли устроить наших слушателей на другую работу -- девушку из Кемерова и парнишку из Самары. Они сейчас оба работают в Москве, и, надо сказать, очень успешно. Но надо отметить, у них были исключительные обстоятельства. Например, девушке из Кемерова просто угрожали люди из местной администрации, была закрыта свободная газета. Но мы не опускаем руки и стараемся активизироваться в своем защитном статусе.
Беседовала Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА