|
|
N°224, 07 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российская экономика теряет чувствительность к нефтяному допингу
Экономическая ситуация в России в этом году удивляет даже видавших виды экспертов -- сначала небывалый подъем в экономике, несмотря на «дело ЮКОСа», затем неожиданный спад, причем на фоне продолжающегося роста цен на нефть. В этой ситуации выполнение уже подзабытого, но пока не снятого с повестки лозунга удвоения ВВП явно оказывается под угрозой. В чем причина резкого замедления экономического роста в стране? Как в условиях волатильного роста развивать промышленность и добиваться улучшения жизни граждан? Об этом директор департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития и торговли Андрей КЛЕПАЧ рассказал обозревателю «Времени новостей» Вере СИТНИНОЙ.
-- 1 декабря Министерство экономического развития и торговли внесло в правительство уточненный экономический прогноз на 2004 год. Насколько сильно он изменился по сравнению с предыдущими версиями?
-- Уточненный прогноз сделан с учетом не только успешного первого полугодия, но и того замедления экономического роста, которое мы наблюдали в третьем квартале. Картина по году оказывается более консервативной, чем предполагалось раньше в процессе подготовки бюджета. Даже с учетом того, что четвертый квартал, как мы ожидаем, будет лучше третьего. Дело не в том, что мы тогда были большими оптимистами, а сейчас меньшими. Вспомните, нас тогда критиковали за то, что мы недооцениваем экономический рост. Оценки международных организаций и многих российских экспертов указывали на то, что рост превысит 7%. Мы же исходили из того, что экономический рост будет ниже, постепенно повышая оценку с 6 до 6,6%. Потом остановились на цифре 6,9. В результате, мы оказались ближе к тем оценкам, которые были у нас раньше, чем те, на которых построен бюджет. Наша окончательная оценка роста ВВП в этом году -- 6,8%. Я напомню, что за десять месяцев рост 6,7%, то есть мы рассчитываем, что будет некоторое ускорение. Если ситуация сложится неблагоприятно, то и на 6,8% будет выйти сложно, хотя шансы есть.
-- Почему же происходит замедление роста, если основной двигатель российской экономики -- нефтяные цены -- все время растут?
-- Замедление происходит на фоне того, что средняя цена на нефть и объемы экспорта оказываются значительно выше, чем это было даже в нашем базовом прогнозе. Мы исходили из того, что ажиотаж прекратится к середине года. Поэтому мы оценивали среднегодовую цену в 31,2 долл. за баррель нефти. Но жизнь сложилась так, что пик цен пришелся именно на осень. В результате сейчас наша оценка 34,4 долл. Объем экспорта оказался значительно больше, чем это прогнозировалось раньше. Сейчас экспорт оценивается в 180 млрд долл., тогда как раньше прогнозировался на уровне примерно 161 млрд. Наша экономика, в основном за счет ценового фактора, дополнительно получила почти 20 млрд долл. Тем не менее эти деньги не привели к ускорению экономического роста. Наоборот, темпы скатываются вниз.
-- В чем же причина?
-- Есть большое искушение сказать, и такая оценка уже прозвучала, что это результат неудовлетворительной работы правительства. Я думаю, что такого рода суждения несправедливы, и не потому, что я нахожусь на стороне государственных чиновников. Проблема более сложная. Чувствительность экономического роста к допингу, идущему от каждого добавочного нефтедоллара, ослабевает. Несмотря на то что долларов становится больше, они в основном уходят в наращивание валютных активов за рубежом, в отток капитала. При этом они усиливают инфляционное давление, но не дают достаточного импульса росту. Почему? Структура нашей экономики такова, что эффективно переварить эти доходы невозможно. Поэтому мы видим удивительную картину. Несмотря на рост экспорта, опережающий рост доходов населения и самих предприятий, отрасли, которые работают на внутренний рынок, а не только на экспорт, существенно замедляют рост. Если мы посмотрим на динамику легкой промышленности, она все время падает, хотя в сентябре было некоторое оживление. В машиностроении в третьем квартале практически был спад. Сейчас ситуация улучшилась. Есть рост в машиностроительном комплексе в целом, но рост неустойчивый и неоднородный. Рост есть в отраслях, которые работают на производство технологического оборудования, то есть на наших экспортеров. При этом автомобилестроение сокращает производство. Главная проблема -- вопрос конкурентоспособности, потому что импорт на этом фоне растет огромными темпами. По легковым автомобилям ожидается примерно трехкратный рост. На фоне падения выпуска на российских заводах отечественных моделей продажа собранных у нас иномарок в среднем выросла в два с половиной раза. Даже производя достаточно дорогие машины для российского рынка, можно конкурировать с иностранным импортом. Поэтому вопрос конкурентоспособности является решающим. При этом на конкурентоспособность очевидно влияет укрепление курса рубля. Основное укрепление у нас пришлось на первый квартал, но сейчас, в ноябре-декабре, процесс возобновился. Тем не менее объяснить паузу роста только укреплением рубля нельзя. На первый план выходят вопросы качества продукции, производительности труда, уровня управления бизнесом.
-- То есть причины замедления роста -- исключительно технического характера?
-- Не совсем. Одной из причин торможения стал кризис доверия в отношениях бизнеса и власти, или, если говорить более мягко, определенное ухудшение внутреннего бизнес-климата. Это связано не только с конфликтом вокруг ЮКОСа, хотя он затронул крупнейшую нефтяную компанию. Это связано в первую очередь с тем, что для бизнеса не до конца стали ясны многие шаги правительства в налоговой сфере, особенно с точки зрения перспектив правил игры. Для ряда секторов экономики налоговый режим ухудшился. Я имею в виду и вопросы с возвратом НДС для экспортеров, для тех компаний, которые пользуются заемными средствами, и вопросы увеличения налогов на нефтедобычу. Есть риски утраты в будущем налоговых льгот, которые есть сейчас у части малого бизнеса, у научных учреждений. Серьезные налоговые льготы, которые получил бизнес в связи со снижением единого социального налога, во многом оказались нивелированными этими изменениями. В результате стимулировался рост оттока капитала, а целый ряд секторов, несмотря на благоприятную конъюнктуру, сократил капиталовложения. В первую очередь это касается нефтедобычи. С другой стороны, жизнь не закончилась, те же нефтяные компании, сокращая капиталовложения в нефтедобычу, одновременно увеличивали капвложения в нефтепереработку. Есть определенный рост капиталовложений и в машиностроении, сельском хозяйстве, в легкой промышленности, в металлургии. В целом инвестиционный импульс есть, и он носит устойчивый характер.
-- Каковы ваши оценки инвестиций по году в целом?
-- Наша оценка роста инвестиций по году 10,5%, что ниже, чем в базовом прогнозе (11,5%). В какой-то мере это результат ухудшения внутреннего доверия. При этом макроэкономическая ситуация достаточно хорошая, и мы видим, что инвестиционный рейтинг, несмотря на все коллизии, возрастает. Перед правительством стоит задача, мы зафиксируем ее в среднесрочной программе экономического развития, как повысить это доверие и сформировать такие условия игры, которые действительно заинтересовали российский бизнес стабильно работать в России и вкладывать больше здесь, а не за рубежом. Этот процесс долгий, но одновременно и быстрый. Ведь чтобы ухудшить климат, достаточно нескольких шагов, но и для улучшения тоже достаточно нескольких знаковых вещей. В этом смысле стратегия, которую разрабатывает правительство, тоже знаковое явление. Она устанавливает определенные ориентиры: что правительство готово поддерживать бизнес, но не вообще, а при его работе в определенных направлениях с какими-то проектами, которые выгодны бизнесу и важны для государства в целом. Поэтому для поддержки государство готово прилагать и организационные усилия, и, где необходимо, финансовые. Среднесрочная программа будет новой и по своей структуре, и по технологии подготовки, и по технологии реализации. В ней планируются серьезные институциональные преобразования, формирующие правила игры, конкурентную среду. С другой стороны -- это набор стратегий, которые связаны с развитием ключевых секторов, и традиционных нефтегазовых, и транспортной инфраструктуры, высокотехнологичного авиационного комплекса, сектора науки, инноваций, связи, телекоммуникаций. Все то, что олицетворяет постиндустриальную экономику. Мы, не утрачивая своих традиционных конкурентных преимуществ, связанных с нефтью, должны создать серьезные конкурентные преимущества в секторах новой экономики и экономики знаний. Наши оценки показывают, что реализация этого комплекса мер способна существенно ускорить темпы роста экономики. А если ничего не делать, а тем более если ухудшать бизнес-климат, фактически мы потеряем нынешние темпы роста. Достаточно велика вероятность того, что годовые темпы роста экономики снизятся до 3,5--4%. Если пакет всех этих преобразований будет реализован, они позволят устойчиво держать темпы роста на уровне 6--7%. Выйти сразу на такую траекторию будет достаточно сложно. Чтобы удержать планку семь и более процентов, нужен определенный период времени, чтобы все эти проекты преобразований заработали. Поэтому, хотя темпы роста и в нашем прогнозе повышаются, на 2005 год мы прогнозируем рост ВВП 5,8%, затем 6,1--6,3%, но выход за пределы 7% относится уже к периоду после 2010 года.
-- Каковы прогнозы по инфляции?
-- Оценка инфляции по этому году около 11,5%. На следующий год мы инфляцию не пересматривали, диапазон 7,5--8,5%. Возможности для снижения инфляции потенциально существуют, и здесь многое будет зависеть не только от денежной сферы, но и от того, как будет расти предложение товаров. В этом году мы увидели, что инфляция зависит не только от денежной политики (она была достаточно жесткой), а от того, что предложение многих ключевых товаров, которые влияют на цены, сильно отставало от спроса. Либо динамика цен напрямую диктовалась мировым рынком. Так было с нефтью, с нефтепродуктами, с бензином.
-- Каков механизм возможного расходования средств стабфонда?
-- Я считаю целесообразным создание отдельного специализированного венчурного фонда, на средства которого осуществлялось бы финансирование приоритетных проектов развития. Как сейчас предлагается, с 2006 года на проекты развития будет выделяться не менее 60 млрд руб. Финансирование этих проектов целесообразнее было бы осуществлять через инвестиционный или венчурный фонд, а не через стабилизационный фонд или по отдельной статье бюджета.
Беседовала Вера СИТНИНА