|
|
N°223, 06 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оптовая партия России
Вслед за укреплением вертикали власти в стране началось укрепление горизонтали. На смену розничным политическим партиям в России придут оптовые.
Минимальная численность организации, претендующей на партийный статус, увеличивается впятеро -- до 50 тысяч. При этом как минимум в половине регионов у партии должно быть более 500 членов, а в остальных не меньше 250. На рост рядов партиям дается год -- с 1 января 2006 года все ныне существующие партии, не достигшие ценза, автоматически станут вне закона. К тому же Минюст при регистрации будет требовать полные списки всех партийцев с указанием их паспортных данных, по которым легко вычислить адреса, явки и пароли.
По официальной статистике, сегодня искомые 50 тысяч членов наверняка имеют только две партии -- "Единая Россия" и КПРФ. ЛДПР и "Родине" в случае чего можно натянуть количество партийцев -- за "хорошее поведение". Пустобрехи-националисты власти милее правых либералов. К тому же ЛДПР и "Родина" -- "системные" партии, выращенные в тех же кремлевских пробирках, что и сама "Единая Россия". Не какая-нибудь вредная инициатива снизу.
Скажу честно: я не нахожу ни одного довода в пользу радикального увеличения численности партий как единственно законного способа их существования. Да, в американской модели государства, к которой пока наиболее близка наша Конституция (только полномочия у президента России теперь уже больше, чем у президента Америки), прочность политической системы обеспечивают всего две партии, и в них явно больше 50 тысяч членов. Но это не означает, что в США не может существовать любое количество пусть маргинальных, пусть карликовых, но все-таки партий. Да, порой партии, участвующие в наших парламентских выборах, но не попадающие в парламент, не возвращают казенные средства, которые тратятся на финансирование их кампаний. Но это ничтожно малые деньги по сравнению с теми, которые тратятся на проталкивание в парламент "нужных" партий. В конце концов, сильному государству слабые партии не угрожают. И такой гигантский партийный ценз -- верное свидетельство того, что государство считает себя слабым.
Я против такого партийного ценза именно в России и именно в России сегодняшней. Более того, в сегодняшней России я вообще бы снизил ценз для регистрации партии, скажем, до 100 человек. Ведь всегда важно оценивать любую политическую инициативу власти в контексте других ее действий. А все другие действия направлены на резкое законодательное ограничение участия граждан в управлении государством, хотя у нас республика и по Конституции именно народ является источником власти.
Народ лишили возможности напрямую выбирать губернаторов и могут лишить такой возможности по отношению к мэрам городов, а также главам районных администраций. Новый закон о референдуме делает практически невозможным проведение плебисцитов иначе, чем по инициативе самой власти. Вопрос о доверии власти вообще запрещено выносить на референдум. Теперь резко ограничивают количество партий и радикально затрудняют процесс их регистрации, при этом фактически создавая спецслужбам готовую картотеку на всех членов партий.
В реальности по новому закону мы получим на выходе -- возможно, за исключением агонизирующей КПРФ -- только те партии, которые созданы сверху, являются проектами власти и потому не способны выражать реальную волю реальных слоев общества. Кроме того, такая партийная система практически исключает появление в России профессиональных политиков.
Конечно, после парламента и общенациональных массмедиа заманчиво взять под прямой контроль исполнительной власти еще и всю партийную поляну. Но одна голова не может думать за всех и в одних руках всего не удержишь. А во время социальных потрясений, к которым рано или поздно приводит тотальный контроль, как-то глупо спрашивать у толпы бумажку о регистрации ее партийной принадлежности.
Семен Новопрудский