|
|
N°221, 02 декабря 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ликом светел
Российский бизнес ищет новый имидж
Не секрет, что в последний год бизнес, в первую очередь крупный, находится в подавленном состоянии. Власть, несмотря на все устремления предпринимателей, так и не дает им ясного посыла, как им следует действовать в сложившихся условиях. Ни на один ключевой вопрос -- признаются ли их капиталы легитимными, не начнется ли национализация, и как себя вести, чтобы она не началась, -- не получают внятного ответа. Предприниматели попробовали действовать самостоятельно, развернув кампанию по социальной ответственности бизнеса. Однако пока больших успехов не добились, и по той же самой причине. Президент не торопится давать ответ, как лично он видит эту социальную ответственность.
Особенно заметно было это на недавнем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Несмотря на все восторги бизнесменов от посещения президента, его позиция так и не прояснилась.
Последние тенденции в вопросе самоопределения бизнеса предлагают трактовать социальную ответственность не как самоцель, а как составную часть позитивного имиджа российского бизнесмена. Вчера в агентстве «Росбалт» состоялось обсуждение этого вопроса. По мнению главы координационного совета предпринимательских организаций Александра Шохина, речь идет о согласованных действиях государства, бизнеса и общества. Он особо отметил необходимость подвести черту под разговорами о национализации, зафиксировав, что приватизация проводилась в соответствии с существовавшим тогда законодательством.
На последней встрече с президентом представителей крупного бизнеса (она состоялась 1 июля этого года), напомнил всем г-н Шохин, тема имиджа обсуждалась «в лоб». Бизнес, по его словам, превратился даже не в младшего партнера, а в какого-то исполнителя поручений.
Опрос, проведенный ВЦИОМ, показывает, что люди не ждут от бизнеса каких-то сверхъестественных затрат. 34% респондентов считают бизнес социально ответственным в том случае, если он выполняет обязательства перед работниками и государством, а еще 27% -- если производит качественную продукцию. За благотворительность выступают лишь 7% опрошенных. Впрочем, ответы явно показывают, что россияне не считают бизнесменов честными и порядочными людьми. Так что над имиджем предпринимателям действительно надо работать. 42% россиян называют российский бизнес паразитическим и безответственным. Еще 18% полагают, что помимо «варварского» капитализма никакого другого в России вообще нет.
По мнению президента «ОПОРы России» Сергея Борисова, социальная ответственность должна быть и у государства. Однако с этим большие проблемы, особенно на региональном и муниципальном уровне. В качестве примера он рассказал о Волгограде, где мэр создал специальный фонд муниципального развития. Без справки об уплате взноса в этот фонд нельзя ни продлить лицензию, ни принять участие в проводимых муниципалитетом конкурсах.
Слоган для рекламной кампании бизнеса предложил член бюро РСПП Виктор Вексельберг. «Мы (бизнес) и есть Россия», -- заявил он. И очень образно рассказал о том, как должна выглядеть социальная ответственность. «Мы должны стремиться к тому, чтобы человек с утра хотел на работу, а вечером -- домой», -- заявил он. Более того, г-н Вексельберг убежден, что если бы социологические опросы проводились в регионах, где находятся его предприятия, результаты были бы намного лучше. По словам сопредседателя «Деловой России» Владимира Головнева, у нас существует такое уникальное явление, как теневая социальная ответственность. Многие тратят значительные деньги на разные программы, но боятся, что об этом узнают и начнутся поборы.
Вообще, искоренение коррупции -- одно из основных слагаемых позитивного имиджа бизнесмена. Говоря о борьбе с коррупцией, г-н Вексельберг рассказал, что платить все равно приходится, только он старается давать деньги не в карман чиновнику, а на развитие региона. «Социально ответственный откат», -- немедленно откликнулся г-н Шохин.
Вера СИТНИНА