|
|
N°218, 29 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Воздушный старт» приземлился на Новой Гвинее
Индонезия приступает к регулированию космоса
Российская корпорация «Воздушный старт» (ВС) привлекла индонезийскую фирму для организации запуска космических спутников с борта тяжелого транспортного самолета Ан-124 «Руслан». На завершившейся в субботу в Джакарте выставке Indodefence 2004 ВС и компания Air Launch Aerospace Indonesia (ALAI) представили проект создания летающего космодрома с базой на индонезийском острове Биак. Остров находится всего в двух градусах от экватора, что позволяет максимально использовать энергию вращения Земли для вывода аппаратов на орбиту.
Как рассказал «Времени новостей» генеральный директор ALAI Ноно Хардионо, его компания является не «дочкой» российской ВС, а самостоятельным индонезийским частным предприятием. Она исполняет роль местного агента ВС, а также отвечает за привлечение инвестиций, необходимых для подготовки аэродрома Биака к исполнению новых функций.
Проект «Воздушный старт» с 1999 года разрабатывается корпорацией, учрежденной авиакомпанией «Полет» и КБ химавтоматики. В проекте участвуют еще несколько российских ракетостроительных предприятий и киевское АНТК им. Антонова. Идея воздушного старта заключается в том, чтобы при запуске аппаратов на низкие орбиты использовать в качестве первой ступени самолет и обойтись, таким образом, без сложной и дорогой наземной инфраструктуры. Как заявил «Времени новостей» президент ВС (и одновременно генеральный директор авиакомпании «Полет») Анатолий Карпов, для запуска с традиционного космодрома требуются совместные усилия двух тысяч человек, в запуске с морской платформы участвуют 200 специалистов, а воздушный старт предполагается осуществлять силами всего двух операторов. В качестве стартовой платформы планируется использовать «Руслан» (компания «Полет» является одним из трех крупнейших эксплуатантов этого тяжелого транспортного самолета). Непосредственно выводить полезную нагрузку в космос будет двухступенчатая ракета-носитель, собранная на базе разработанных в советское время реактивных двигателей и названная тоже «Полет». Как утверждает г-н Карпов, переделка «Руслана» в космическую платформу потребует минимальных конструктивных изменений. Получившийся в результате самолет в интервалах между пусками можно будет использовать по прямому назначению -- для перевозки грузов.
На Indodefence было объявлено о важном изменении первоначальной технической концепции воздушного старта. Ранее предполагалось, что ракета будет выходить из корпуса самолета при помощи вытяжного парашюта. Расчеты показали, что ни один из существующих в России парашютов с этой операцией не справится: надо либо проектировать новый, либо допустить использование связки из нескольких парашютов, что снижает надежность десантирования. В итоге инженеры ВС предпочли выталкивать ракету при помощи пневматической системы.
Г-н Карпов сказал, что Биак, расположенный возле западной, индонезийской, половины острова Новая Гвинея, выбран не только благодаря его географическому положению, но и потому, что там уже есть аэродром, принадлежащий индонезийскому правительству, и кислородный завод, необходимый для заправки кислородно-керосиновых двигателей ракеты «Полет».
По словам г-на Хардионо, общий объем необходимых инвестиций в проект оценивается в 150--160 млн долл., из которых ALAI должна привлечь 30--40 млн долл. на модернизацию аэродрома на Биаке. Кроме того, ALAI должна решить юридические вопросы эксплуатации этого аэродрома. Рассматриваются два основных варианта: либо аэродромный комплекс будет взят в аренду, либо останется под управлением индонезийских властей (как сейчас), и самолеты «Полета» получат разрешение использовать его наряду с воздушными судами других авиакомпаний. Местную лицензию на космическую деятельность ALAI рассчитывает получить к концу 2005 года. Специфическая особенность, по словам г-на Хардионо, заключается в том, что порядка выдачи таких лицензий в Индонезии нет, поскольку в этой стране никто раньше ракет в космос не запускал. Властям еще предстоит сформулировать критерии, которыми этот новый бизнес будет руководствоваться. На сегодня в юридическом активе ALAI рекомендательные письма нескольких индонезийских министерств о том, что в принципе такую деятельность следует допустить. Партнеры намерены начать практические запуски в 2007 году. По словам г-на Хардионо, проект обещает быть рентабельным, если удастся собрать пять--семь заказов на вывод низкоорбитальных спутников в год.
Михаил КУКУШКИН, Джакарта