Время новостей
     N°217, 26 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2004
Финансовый сдвиг
Олег Вьюгин к апрелю спланирует «светлое будущее» рынков
На фоне роста экономики страны и положительных сдвигов в развитии финансовых рынков накопились проблемы, которые, по мнению Федеральной службы по финансовым рынкам, несут в себе угрозу утраты Россией национального рынка капиталов. Концепция развития, направленная на предотвращение этой урозы, рассматривалась на вчерашнем заседании правительства. Предложения Олега Вьюгина в целом были одобрены кабинетом.

Стартовые позиции

Открывая заседание, Михаил Фрадков отметил: развитие финансовых рынков должно создать основу для расширения ресурсной базы промышленного роста, который сегодня финансируется преимущественно за счет собственных средств предприятий, без привлечения инвестиций извне. Оно даст возможность справедливо оценить стоимость российских компаний, которые пока «в сумме стоят меньше, чем две-три крупные транснациональные корпорации». И, наконец, позволит освоить те средства, которые должны придти в Россию после присвоения ей инвестиционных рейтингов.

По мнению Олега Вьюгина, уровень развития финансовых рынков в настоящее время создает препятствия для вложения средств недавно созданных накопительных систем -- пенсионной и коллективных инвестиций. В частности, российский рынок ценных бумаг зависит от влияния спекулятивных фондов, испытывает дефицит качественных активов, торги по которым к тому же перетекают на западные площадки под иностранную юрисдикцию.

Недостаточное развитие финансовых рынков, по мнению ФСФР, обусловлено целым рядом причин. Так, их инфраструктура и инструменты слабо развиты. Это неудивительно: ведь, по словам г-на Вьюгина, последние серьезные вложения в инфраструктуру рынков были сделаны в 1994--1995 годах, в самом начале их формирования.

Кроме того, источником проблем является и несбалансированная макроэкономическая политика. В частности, снижения инфляции пока не достигнуто. При ее нынешнем уровне в 10--11% и растущем курсе рубля стоимость заимствований в России остается слишком высокой. Крупные компании предпочитают занимать у иностранных кредиторов, что обходится дешевле. В ответ министр финансов Алексей Кудрин признал, что инфляция действительно снижается медленно, и по итогам нынешнего года она окажется выше запланированных показателей -- однако стабилизация курса рубля, являющаяся частью макроэкономической политики, по его мнению, позволила снизить уровень риска на финансовых рынках.

Еще одной проблемой, по мнению ФСФР, является незавершенность системы законодательства, гарантирующего права инвесторов и потребителей финансовых услуг. Так, система надзора находится в неудовлетворительном состоянии: регулятор обладает ограниченными правоприменительными функциями, рынок не защищен от влияния инсайдерской информации, а собственники предприятий -- от недружественных поглощений. Судебная система при этом вовлечена в корпоративные скандалы. Суды не всегда объективны, их решения часто ангажированы или не вполне компетентны. Такая постановка вопроса вызвала возражения со стороны представителя судебной власти, присутствовавшего на заседании правительства. Он потребовал указать на конкретные факты. До них дело не дошло, однако позиция ФСФР была поддержана Алексеем Кудриным, который признал, что решения судов зачастую «не выдерживают критики».

Что делать?

Исходя из нынешнего положения вещей, ФСФР представила на заседании правительства программу мероприятий по развитию финансовых рынков, разделив их на три блока.

Первый касается всех рыночных институтов, начиная с самого регулирующего органа и заканчивая профучастниками и инфраструктурой. Прежде всего, по словам г-на Вьюгина, следует завершить построение самой ФСФР на основе коллегиального принципа принятия ею решений. Кроме того, следует создать систему координации между всеми органами исполнительной власти, имеющими отношение к финансовым рынкам, и Центробанком. В рамках этой системы должен происходить обмен информацией и приниматься совместные решения, влияющие на рынок. Службу следует наделить правом проведения расследований правонарушений на фондовом рынке, предусмотрев расширение их списка в соответствующих кодексах.

Реформу инфраструктуры следует начать с создания центрального депозитария, который будет наделен исключительным правом открывать счета номинального держания во всех реестрах.

Второй блок мероприятий касается развития инструментария российского фондового рынка. У ФСФР есть предложения по созданию рынка краткосрочных коммерческих бумаг, регистрация эмиссии которых будет производиться не регулятором, а фондовыми биржами по упрощенной схеме, и рынка ипотечных ценных бумаг, имеющего, по словам Олега Вьюгина, большое будущее. Гендиректор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Семеняка предложил на заседании правительства рассмотреть вопрос о дополнении перечня активов, разрешенных для покупки инвестиционными фондами, ипотечными ценными бумагами. По его мнению, государство должно принять на себя субсидиарную ответственность по бумагам, выпускаемым для рефинансирования ипотечных программ.

Учитывая, что на развитых рынках основной объем торгов приходится на производные ценные бумаги, финансовое ведомство намерено приложить усилия для проведения закона об этих инструментах. Это не только даст возможность инвесторам страховаться от рисков на российском фондовом рынке, но и изменит облик самого рынка, где пока преобладает спот-торговля.

Третий блок мероприятий касается создания системы законодательства и регулирования рынка, которая обеспечит права инвесторов и потребителей финансовых услуг, а также установит на нем правила цивилизованной игры. В рамках этих задач ФСФР намерена предложить изменения в корпоративное законодательство, защищающие права акционеров при слияниях или поглощениях предприятий. Эти изменения будут регламентировать процесс накопления значительного пакета акций и ставить его под контроль закона и регулятора. Также служба намерена довести до конца процесс принятия закона об инсайдерской информации.

Время пошло

Концепция ФСФР, в целом вчера одобренная правительством, по словам Олега Вьюгина, рассчитана как минимум на два года. Премьер Фрадков признался на заседании кабинета, что ему приятно слышать то, что глава службы берет на себя всю ответственность за ее исполнение. Однако, заметил премьер, ему хотелось бы иметь целостную стратегию, план конкретных мероприятий с указанием времени их завершения. «Когда мы увидим светлое будущее?», -- спросил он. Г-н Вьюгин пообещал подготовить его картину к концу первого квартала следующего года.

Г-н Фрадков также поинтересовался, достаточно ли в ФСФР квалифицированных кадров, чтобы подготовить все предлагаемые службой новации. Глава ФСФР посетовал, что положение в его ведомстве такое же, как и в других. Средний возраст сотрудников ФСФР -- 32 года. Большая их часть пришла на службу после окончания вузов, чтобы поучиться, установить контакты и уйти на более оплачиваемую работу. Так что приходится полагаться на немногих опытных сотрудников. Ситуация с кадрами в ФСФР особенно остра, сказал г-н Вьюгин, в связи с тем, что его служба наблюдает за той сферой деятельности, где зарплаты высоки. Министр финансов Алексей Кудрин в связи с этим высказал сомнения в справедливости действующей системы оплаты труда работников федеральных служб. Консультант агентства по туризму получает, по его словам, такую же зарплату, сколько консультант ФСФР, хотя их ответственность разная. Председатель правительства в ответ на это призвал не обижать сотрудников агентства по туризму.

Игорь ПОЛИЩУК