|
|
N°216, 25 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Железные соглашения
РЖД пытается найти оптимальный вариант поставок нефти в Китай
Глава РЖД Геннадий Фадеев, обеспокоенный уменьшением объемов перевозок нефти в Китай, вчера прибыл в Пекин и подписал там со своим коллегой Лю Чжицзюнем соглашение о сотрудничестве. Стороны зафиксировали необходимость увеличения пропускной способности пограничных переходов в 2005--2006 годах для обеспечения растущих объемов перевозок грузов. Объемы будут расти, уточнил г-н Фадеев, потому что уже достигнута договоренность с ЛУКОЙЛом об экспорте нефти в Китай и в конце этого года будет подписано соответствующее соглашение. Однако в компании Вагита Алекперова заявляют, что еще не определились с объемом поставок в восточном направлении, поскольку экономика проекта компании ясна не до конца.
Как сообщил г-н Фадеев, ЛУКОЙЛ планирует в следующем году ежемесячно увеличивать объемы поставляемой по железной дороге нефти в Китай на 30%. По предварительным данным, в первом квартале 2005 года объем составит около 400 тыс. тонн (т.е. получается, что поставки начнутся со 100 тыс. тонн в январе). Однако РЖД рассчитывает добиться от ЛУКОЙЛа значительного расширения китайских поставок после получения от правительства льготного тарифа на перевозку сырья. «Нынешняя тарифная составляющая позволяет сибирской нефти быть конкурентоспособной на китайском рынке, -- заявил г-н Фадеев. -- Но резкое снижение тарифов на перевозку нефти может произойти при увеличении поставок нефти в КНР до 30 млн тонн (к 2010 году. -- Ред.). Мы настаиваем в правительстве на реализации этого проекта в связи с тем, что сегодня и Транссиб и БАМ недостаточно загружены».
Как пояснил «Времени новостей» источник в РЖД, компания надеется получить льготные тарифы на основе долгосрочности больших объемов поставок, что является стандартной практикой тарифного регулирования. Федеральная служба по тарифам рассматривает поступающие предложения о льготных тарифах в течение месяца. Таким образом, чтобы попытаться получить льготу с самого начала следующего года, необходимо до декабря подать в ФСТ и Минэкономразвития проект долгосрочного соглашения, где будут прописаны объемы поставок. Видимо, по этой причине ЛУКОЙЛ решил уже в ноябре начать изучать китайский рынок, чтобы учесть в соглашении максимум рисков.
В ЛУКОЙЛе вчера отказались комментировать как предстоящее подписание соглашение с РЖД, так и его параметры. Впрочем, ранее вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун заявлял, что поставки нефти в Китай из-за высоких железнодорожных тарифов на транспортировку нефти являются экономически невыгодными. А, как известно, глава Минэкономразвития Герман Греф не спешит идти навстречу г-ну Фадееву, который неоднократно просил правительство разрешить РЖД самостоятельно устанавливать тарифы в конкурентных сегментах либо установить льготные ставки для поставок нефти в Китай: «Были случаи предоставления индивидуальных скидок, так что это ведет к непрозрачности», -- заявил министр. Поэтому решение о снижении тарифов, по его мнению, «нельзя принимать на уровне компании, только на уровне федерального органа».
Пока же ЛУКОЙЛ, как говорят в РЖД, отправил в КНР только 25 тыс. тонн нефти. Предполагается, что до конца года объемы поставок составят порядка 160 тыс. тонн. Ранее в РЖД планировали перевезти в этом году 6,5 млн тонн нефти ЮКОСа, в следующем -- 8,5 млн тонн, а в 2006-м -- уже 15 млн тонн нефти. Г-н Фадеев уверял, что 8,5 млн тонн инфраструктура железных дорог позволяет перевозить уже сейчас, а в 2005 году РЖД может осилить 10 млн тонн. Однако с 1 октября ЮКОС в связи с финансовыми трудностями сократил объемы поставляемой нефти в Китай, ежемесячные поставки опальной компании, по данным РЖД, теперь составляют 270 тыс. тонн. Таким образом, если ЛУКОЙЛ действительно в следующем году будет ежемесячно увеличивать объем поставок на 30%, то всего за год он сможет поставить в Китай чуть более 7 млн тонн нефти, а ЮКОС -- 3,2 млн тонн. Т.е. инфраструктура РЖД будет работать, что называется, на пределе. А именно в этом и заинтересован г-н Фадеев.
Яна ГОДОВАНАЯ, Денис РЕБРОВ