|
|
N°215, 24 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Не нервничайте. Работайте спокойно»
Михаил Швыдкой заявил, что «никаких документов о театральной реформе нет вовсе»
Вчера Михаил Швыдкой встретился с руководителями театров федерального подчинения с тем, чтобы ответить на накопившиеся вопросы касательно пакета законов о реформировании учреждений бюджетной сферы. Около двух часов прошли в довольно напряженной, хотя и внешне спокойной атмосфере. Михаил Швыдкой попытался утешить театральных деятелей: «Не нервничайте. Никаких закрытий театров не планируется».
Он объяснил, что в 2005 году вообще никаких изменений не будет, что законы еще не приняты и даже не отданы в правительство -- есть разногласия между Минэкономики и Минюстом. Но даже если они будут приняты в настоящем виде, никто не заставит театры менять форму существования. Просто у театров, как и других госучреждений, будет возможность при желании выбрать и иную организационную модель, при которой у них будет больше свободы. Работа идет уже три года, экономический блок правительства озабочен контролем над средствами бюджетной сферы и ужесточением ответственности руководителей госучреждений -- при увеличении хозяйственной свободы. Для этого и предлагаются новые организационно-правовые формы, в которых можно существовать, если не нравится быть государственным учреждением.
По поводу главных раздражителей -- совета попечителей и возможного закрытия внебюджетных счетов у театра (сейчас у них в казначействе открыты по два счета) -- Швыдкой также просил не беспокоиться. Счета пока никто не сливает и вроде не собирается, а не хотите попечителей -- оставайтесь госучреждением.
Однако у театральных деятелей свои резоны. Во-первых, большинство уверено, что ничего хорошего деятельность экономического блока им не сулит, а реформаторы более всего заинтересованы в снижении давления бюджетной сферы, то есть в ограничении финансирования учреждений культуры. По мнению театральных директоров, существование в форме госучреждения с каждым годом становится все более сложным, объемы отчетных документов растут, а жесткость статей не позволяет театру разумно и творчески планировать расходы. Таким образом, театр прямо-таки выдавливают из бюджетной сферы, а на свободном рынке у репертуарного театра нет никаких шансов. К тому же ни в каких документах не прописано, что театр сам волен выбирать себе форму существования. Хотя Михаил Швыдкой и уверял, что каждый случай индивидуален, что никто не собирается сокращать число театров, которых и так в России на душу населения много меньше, чем в Европе, и что он как должностное лицо клятвенно обещает бороться за каждый коллектив, собрание разошлось неудовлетворенным.
Впрочем, кое-какой плюс у случившегося, по мнению активистов сопротивления, все-таки есть. Они надеются, что теперь к их мнению прислушаются, а проекты законов, которые по предложению Швыдкого будут разосланы желающим, могут быть и скорректированы. Еще глава Федерального агентства обещал желающим встречу с министром финансов, которому они смогут задать вопросы. Если, конечно, найдут общий язык, и от установки «Не понимаю. Не верю» перейдут к попыткам конструктивного диалога. Для чего чиновникам уже очень хочется снова открыть курсы повышения квалификации и экономической грамотности.
Но что уж точно позитивно -- наконец у творческого сообщества появилось понимание того, что законы имеют-таки отношение к жизни и что их появление -- дело в некотором роде общественное. А это все-таки шаг к демократическому строю.
Алена СОЛНЦЕВА