|
|
N°215, 24 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мираж в иракской пустыне
Премьер Алляви мечтает увидеть российскую зиму
Международное сообщество дружно решило, что иракцы сумеют провести у себя 30 января парламентские выборы. Потрясающий оптимизм, если учесть, что каждый день в Ираке гибнут люди. Выборы, как считают американцы, европейцы и россияне, должны быть «всеобъемлющими и честными». Об этом говорилось на международной конференции по Ираку, завершившейся вчера в египетском городке Шарм-эль-Шейх. Хотелось бы, однако, собрать всех этих министров иностранных дел не на египетском курорте, а в грязной, разбомбленной Эль-Фаллудже на западе Ирака или хотя бы в Багдаде. Разве можно в условиях войны проводить выборы? Оказывается, можно. Если нужно.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров, правда, был осторожен: «Осечка с выборами может иметь весьма неблагоприятные последствия». Тогда, добавил он, «национальная консолидация в Ираке останется миражом в пустыне». Но американцам, хозяйничающим в этой арабской стране, нужен хотя бы мираж успешного выполнения намеченных планов.
График расписан в резолюции №1546, которую принял Совбез ООН в июне этого года. Это в ней сказано, что демократические выборы в Национальную ассамблею должны состояться желательно к 31 декабря 2004 года, но «ни в коем случае не позднее 31 января 2005 года». США хотят уложиться в эти сроки.
«Эти выборы будут иметь исключительно символическое значение. Они не решат проблем нашей страны, где на западе, да и не только, продолжаются тяжелые бои», -- заметил в интервью «Времени новостей» иракский политолог Нидаль аль-Лейси, живущий в Лондоне. Он, однако, считает, что даже такие выборы необходимы. «Будет избран 275-местный парламент, названный переходной Национальной ассамблеей. Парламентское большинство сразу же изберет новое правительство. Формально это правительство тоже будет считаться временным или переходным -- до принятия конституции, на что уйдет еще почти год. Тем не менее его уже можно будет воспринимать как законно избранное правительство», -- считает Нидаль аль-Лейси. Кстати, 25% мест в иракском парламенте отведено женщинам.
Но те, кто воюет в суннитском городе Эль-Фаллудже, такое правительство законным не признают. Против выборов выступают не только боевики, но и такие влиятельные религиозно-политические силы, как Ассоциация суннитских улемов (ученых мужей из числа мусульман-суннитов). Неожиданностей можно ждать и от оппозиционно настроенных шиитов. Так что 59-летний иракский премьер Айад Алляви срочно должен провести консультации с оппозицией. Конференция в Египте, по мнению Сергея Лаврова, «обозначила конкретные пути продвижения к национальному единству в Ираке».
Выборы заслонили другую проблему -- сколько еще будут оставаться в Ираке иностранные войска (138 тыс. американцев, более 25 тыс. других иностранных военных). Четкой даты их ухода добивались в Египте французы и сирийцы, но безуспешно. По данным независимой исследовательской организации США «Форин полиси ин фокус», с марта 2003 по сентябрь 2004 года американцы потеряли в Ираке около 2 тыс. военных (по данным Пентагона, в два раза меньше). Есть сведения, что за этот же период в результате операций коалиционных сил в Ираке погибло около 15 тыс. мирных иракцев. Арабские источники уверяют, что число убитых мирных жителей достигает 100 тысяч.
Международное сообщество, надо отдать должное, договорилось в Египте активно помогать иракцам на этапе подготовки к выборам. 30 ноября в Тегеране встретятся чиновники из стран -- соседей Ирака (Турции, Ирана, Сирии, Саудовской Аравии, Кувейта, Иордании). Они проработают технические вопросы обеспечения безопасности на границах с Ираком. Главная цель -- добиться, чтобы в воюющую страну не проникали боевики из-за рубежа. За усилиями иракских соседей будут внимательно следить остальные державы -- в Египте было решено создать «механизм контроля» за выполнением достигнутых договоренностей. Как будет выглядеть этот механизм -- уточняется.
Но самой приятный подарок иракцам конечно же преподнесли США. На днях президент Джордж Буш уговорил мировые державы (Францию, Японию, Германию, Россию) простить Багдаду 33 млрд долл. (из 42 млрд) долгов, накопленных по линии Парижского клуба со времен правления Саддама Хусейна. Россия, таким образом, простит иракцам более 6 млрд долларов. Иракский премьер Айад Алляви, собирающийся в Москву по приглашению российского президента, этому очень рад. Источники «ВН» в МИД России вчера подтвердили, что Багдад предложил Москве на выбор четыре даты, но все они приходятся где-то на 20-е числа декабря.
Елена СУПОНИНА