|
|
N°211, 18 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Титан и мозги
Американские авиастроители почти все берут в России
Президент корпорации Boeing Гарри Стоунсайфер подписал вчера с министром промышленности и энергетики России Виктором Христенко меморандум об участии российских организаций в проектировании нового лайнера Boeing-7E7 Dreamlainer. Этот самолет, основной особенностью которого будет пониженный расход топлива, рассматривается американской корпорацией как главный инструмент борьбы за заказы на мировом рынке гражданской авиатехники в первые десятилетия XXI века. Днем раньше г-н Стоунсайфер посетил в Москве фирму «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), которая совместно с Boeing проектирует региональный самолет нового поколения для российского рынка. ГСС называется и среди наиболее вероятных участников работ по Boeing-7E7. Впрочем, источник «Времени новостей» в самой фирме ГСС сообщил, что никаких соглашений по тематике Dreamlainer между российскими и американскими авиастроителями пока нет.
Виктор Христенко вчера также заявил журналистам, что "сегодня невозможно говорить о структуре кооперации с компанией Boeing и дальнейших перспективах". Он пояснил, что одной из задач подписанного меморандума является как раз "изучить возможность расширения сотрудничества". Предполагается, что помимо собственно конструкторских работ по Dreamlainer российские специалисты и организации могли бы поучаствовать в разработке новых технологий для этого самолета, прочностных испытаниях композиционных и титановых элементов его конструкций, создании соответствующего программного обеспечения. Еще одной смежной сферой возможного сотрудничества представляется проектирование большого грузового самолета Boeing LCF (Large Cargo Freighter) на базе самолета Boeing-747. На таком «грузовике» планируется перемещать секции лайнера Boeing-7E7 к месту окончательной сборки.
Вчера Гарри Стоунсайфер подписал и контракт с генеральным директором Верхнесалдинского металлургического производственного объединения (ВСМПО) Владиславом Тетюхиным на поставку титановых комплектующих для самолета Boeing-7E7. ВСМПО уже стало одним из основных поставщиков титана как для корпорации Boeing, так и для его главного мирового конкурента -- европейского концерна Airbus. Объем этого контракта стороны не разглашают.
Российский металл настолько выгоден для Boeing, что ради него корпорация готова терпеть даже некоторые непредвиденные издержки дома. В сентябре этого года она была оштрафована министерством обороны США за использование российского титана при исполнении заказов американских ВВС. По принятым там нормам, на военные самолеты должен идти титан только от отечественного (американского) производителя. Штраф составил 6 млн долл., и еще 1,4 млн долл. Boeing пришлось потратить на замену «неправильных» деталей. Эта мелкая неприятность совершенно не отклонила корпорацию от стратегического курса на увеличение российской доли в закупках титана.
Михаил КУКУШКИН