|
|
N°211, 18 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шизорама столицы
Музей архитектуры показывает «Археологию Москвы» Сергея Чобана
На традиционные экспозиции архитектуры новый проект не похож. Скорее, напоминает тотальную инсталляцию концептуалиста Ильи Кабакова, что недавно демонстрировалась в Третьяковской галерее. В обоих случаях внутри музейного зала выстроен лабиринт -- модель коммунального социума. Чобановский лабиринт даже более впечатляющ, чем кабаковский: не ширмы на подставочках, а казенный коридор в масштабе один к одному с характерной суровой покраской: цоколь -- зеленым, стены -- светло-желтым. Коридор разделен на пять отсеков, в каждом собран визуальный архив одного из пяти районов Москвы. Соответственно: Страстная (Пушкинская) площадь, Зарядье, Охотный Ряд, Крымский вал и Воробьевы горы. Рядом с дореволюционными фотографиями показаны графические листы из архива МУАР с видами и планами застройки -- существующей, существовавшей и утопической. То есть вот мы наблюдаем уютное фото старой Страстной площади с монастырем, а рядом -- шум других цивилизаций: конструктивистские проекты редакции газеты «Известия» Г. Бархина, широкий шаг по Бульварному кольцу «горизонтальных небоскребов» Эля Лисицкого, замыкающий перспективу площади со стороны уничтоженного Страстного монастыря «взявший под козырек» кинотеатр «Россия» 1961 года, придуманный на пять лет позже советскими архитекторами, оставшийся на бумаге модный модернистский корпус газеты «Известия»... Или фото старого Зарядья с маленькими домиками, переулочками и церквами, а рядом -- превратившие Кремль в песочницу проекты Наркомата тяжелой промышленности середины 30-х годов (в мегаломании состязались братья Весниных, Щуко совместно с Гельфрейхом, Иофан совместно с Таранским, Мордвинов), чечулинский проект восьмой высотки -- здания Совнаркома 1947--1949 годов, фото гостиницы «Россия», возведенной им же в 60-е годы прошлого века. Смотришь на все это и в депрессию впадаешь глубочайшую. Ткань города рвется, что логика в суждениях шизофреника. В лабиринтах московской археологии мы блуждаем, будто психи в клинике, впору смирительную рубашку надевать. Как в тех же кабаковских диаграммах нас окружают семы различных идеологических клише, мы в плену чьих-то, воплощенных в камне политических амбиций. И никому до нас нет дела.
Чобан обнажает карательный механизм архитектуры мегаполиса по отношению к маленькому человеку -- потерянному и одинокому, мечтающему уподобиться небезызвестному кабаковскому Комарову и улететь в космос или на худой конец спрятаться в шкафу.
Экспозиция каждого из пяти отсеков завершается фотоизображениями сегодняшних проектов реконструкции Москвы, принятых и одобренных московским градоначальством. Любуешься этой роскошью (в частности, комплексом компании «Дон-Строй» на Воробьевых горах) и с содроганием думаешь: «То ли еще будет...» Лейтмотивом выставки стал объект самого Сергея Чобана -- скульптурный Ленин, внутри которого спроектировано нечто, ассоциирующееся сегодня для многих с очередным «светлым будущим», по виду напоминает пятизвездочный отель.
Сергей ХАЧАТУРОВ