|
|
N°206, 11 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«В России на продажу оружия монополия государства, но не монополия одной компании»
На торговле вооружением и военной техникой в прошлом году Россия заработала рекордную сумму -- 5,2 млрд долл. Немало экспертов считают, что это предел, и прогнозируют спад. О перспективах в сфере военно-технического сотрудничества «Времени новостей» рассказывает генеральный директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами Михаил ДМИТРИЕВ.
-- Объемы военно-технического сотрудничества (ВТС) могут быть еще увеличены, возможности для этого есть. Наша ниша пока никем не занята, можно выходить на уровень 6 и даже 7 млрд долл. в год. Проблема в оперативной поставке запчастей и сервисном обслуживании. Хорошие перспективы сулят совместные разработки, создание совместных предприятий.
-- Как можно охарактеризовать сегодня качество российского оружия?
-- Ни для кого не секрет, что оно падает. Это главная наша боль. Причины -- износ основных фондов, отсутствие серийного производства. Мы надеемся, что государственная программа вооружений, рассчитанная до 2010 года, будет выполняться более активно: у государства появляются дополнительные деньги, в результате чего может хотя бы частично восстановиться серийное производство. Тогда можно будет говорить о более высоких стандартах качества.
-- Будет ли увеличено число предприятий, имеющих право выхода на внешний рынок?
-- Скорее будет сокращаться. Планировалось выдать лицензии 20 предприятиям, выдали 16. К концу года проведем детальный анализ всего, что они наработали, доложим президенту и сделаем выводы. Но уже сейчас ясно, что ряд предприятий останется в этой сфере, у тех же, у кого нет ни кадров, ни желания, ни умения торговать самостоятельно, лицензии будут отозваны. На решение влияет целый набор фактов. Вполне может быть, что на этом поле появятся новые игроки.
-- Генеральный директор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, едва вступив в должность весной этого года, поделился своими планами: конечной продукцией должен торговать только один госпосредник.
-- Я этого мнения не разделяю, мы с Сергеем Викторовичем уже говорили на эту тему. Это его личная точка зрения, еще, так сказать, не оформившаяся. Думаю, следует опираться на мировой опыт: количество предприятий-финалистов не может резко увеличиваться или сокращаться. Страны Запада очень легко дают предприятию лицензию и столь же легко отбирают. Командное вмешательство в нужный момент должно быть продемонстрировано и в России. У нас есть предприятия-финалисты, вполне заслуживающие права самостоятельно выходить на рынок. Есть и неумехи, на фоне которых «Рособоронэкспорт» выглядит, конечно, предпочтительнее. У нас на продажу оружия монополия государства, но не монополия одной компании.
-- Президент России не так давно говорил о необходимости расширять географию военно-технического сотрудничества. Как на этот призыв откликнулась ваша служба?
-- Географические приобретения есть каждый год. Другое дело, насколько глубоко мы в эти регионы внедряемся. Неплохой контракт на поставку бронетанковой техники в Марокко, он будет выполняться с этого года, хорошие контракты с Саудовской Аравией и Ливией. Портфель заказов -- то есть подписанные контракты, которые действуют, -- у «Рособоронэкспорта» сегодня 12,3 млрд долл. Структура экспорта несколько изменилась: 51% -- контракты по морю (эсминцы, подводные лодки, быстроходные катера), авиация сдала позиции. Но если контракт на поставку Алжиру 50 истребителей будет подписан, авиация останется на первом месте. Вопреки слухам алжирский контракт не связан со сменой руководства самолетостроительной компании «МиГ».
-- В последнее время все чаще говорят об обозначившихся перспективах ВТС в Европе. Каковы они?
-- Греция здесь остается лидером. Есть неплохие перспективы по модернизации вооружения и военной техники, поставленной в прежние годы странам Варшавского договора. Сегодня здесь ситуация меняется в лучшую сторону.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ