|
|
N°205, 10 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Совкомфлот» не поместился в канале
Один российский корабль остановил сотню иностранных
Вчера утром спасатели сняли с мели танкер компании «Совкомфлот», который на три дня парализовал навигацию по Суэцкому каналу. Согласно заявлениям руководства «Совкомфлота», а также Министерства транспорта России, человеческих жертв в результате аварии не было, герметичность грузовых танков судна не нарушена, опасности для окружающей среды происшествие не представляло. Экономический же ущерб измеряется миллионами долларов. В ближайшие месяцы участники этой неприятной истории будут разбираться, кто из них должен заплатить за последствия.
Подробности и характер аварии еще не обнародованы. Глава администрации Суэцкого канала адмирал Ахмед Али Фадель сообщил лишь, что на танкере Tropic Brilliance водоизмещением 142,5 тыс. тонн рано утром в минувшую субботу, когда судно находилось в 70 км к югу от Порт-Саида, то есть от входа в канал со стороны Средиземного моря, случились некие «механические проблемы». В результате танкер сел на мель в узком канале и перегородил движение по нему в обоих направлениях.
Около 100 судов вынуждены были встать на якорь с двух концов Суэцкого канала -- в Средиземном и Красном морях. Египетские власти оценили свои потери от прекращения международной навигации по каналу в 8 млн долл. ежедневно (кстати, доходы Египта от эксплуатации канала в этом году обещают достигнуть рекордных 3 млрд долл.). Названная египетскими властями сумма ущерба не включает в себя убытки судоходных компаний, поскольку их потери от срыва контрактов еще, видимо, просто не подсчитаны. По данным Международного энергетического агентства, через Суэцкий канал ежедневно проходит около 1,3 млн баррелей нефти.
Поиски виноватого в произошедшем не обещают быть простыми. По первоначальной информации, судно двигалось в канале под руководством египетского лоцмана. Таким образом, вина может быть возложена на египетскую администрацию канала. Кроме того, в бизнесе танкера Tropic Brilliance задействовано несколько юридических лиц, степень ответственности каждого их которых еще предстоит установить. Фактический владелец судна -- российское АО «Совкомфлот», на 100% принадлежащее государству, контролирует корабль не непосредственно, а через специально для этого созданную либерийскую дочернюю фирму. Технической эксплуатацией корабля занимается зарегистрированная на Кипре компания Unicom Management Services. Пресс-секретарь Unicom Тони Реддинг вчера лишь подтвердил информационным агентствам, что Tropic Brilliance направлялся с грузом кувейтской нефти в Соединенные Штаты. О том, какие повреждения судно получило и удалось ли его починить, г-н Реддинг вчера еще не был готов говорить (как, впрочем, и московское руководство «Совкомфлота»). Представитель "Совкомфлота" Андрей Новиков заявил ИТАР-ТАСС: "Операция по снятию танкера с мели прошла без технических проблем и происшествий". По его словам, "теперь судну предстоит пройти детальную оценку технического состояния" с помощью водолазов и специальной техники. По данным транспортной компании Gulf Agency Company, у танкера Tropic Brilliance были повреждены нос, руль и гребной винт, сообщает Reuters.
Г-н Новиков сообщил, что судьба груза будет решена после оценки повреждений судна. "Сначала мы выясним техническое состояние теплохода, а потом решим: либо он сам пойдет (к месту назначения), либо нам придется перегружать нефть (на другие суда)".
В спасательной операции вчера было задействовано восемь буксиров и два относительно небольших египетских танкера, которые приняли на борт около 25 тыс. тонн нефти из танков Tropic Brilliance. После этого пострадавшее судно, в чреве которого оставалось еще 85 тыс. тонн нефти, сошло с мели и было отбуксировано в безопасное место.
А российский Минтранс в заявлении по итогам аварии констатировал, что раньше Tropic Brilliance, построенный в 1992 году в Южной Корее, никогда не имел серьезных технических проблем и не вызывал нареканий со стороны портовых администраций. Танкер прошел последний капитальный ремонт в октябре 2004 года в Бахрейне.
ОАО "Совкомфлот" ("Современный коммерческий флот") -- крупнейшая в России судоходная компания, принадлежит государству. Основана в 1973 году. Владеет 54 судами общим водоизмещением 3,9 млн тонн, в том числе 43 танкерами. Флот компании -- один из самых молодых в мире (средний возраст судов -- 10 лет). Консолидированная выручка "Совкомфлота" за 2003 год -- 372 млн долл., чистая прибыль -- 186 млн долларов.
Михаил КУКУШКИН