|
|
N°204, 05 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Засекреченный» командир таджикской гвардии
Российский адвокат Седому не поможет
Материалы уголовного дела арестованного 6 августа бывшего командующего президентской гвардией Таджикистана Гафора Мирзоева теперь будут находиться под грифом «секретно». Бывший полевой командир Народного фронта, выступавший на стороне правительства в годы гражданской войны, более известен по прозвищу Гафор Седой. Его обвиняют в незаконном хранении оружия и злоупотреблении властью, убийстве, неуплате налогов, незаконном пересечении границы, захвате государственных земель. В Главной военной прокуратуре (она ведет расследование) говорят, что в деле имеются документы, составляющие государственную, в том числе военную, тайну. Доступ к таким документам могут иметь только граждане Таджикистана. Поэтому от дела отстранен российский адвокат Мирзоева Владимир Голубев.
В день ареста Мирзоева, 6 августа, государственный канал таджикского телевидения показал склады с огромным количеством оружия и боеприпасов, якобы принадлежавших генералу. Власти заподозрили его в подготовке государственного переворота. Но «разоружение» Мирзоева началось раньше. В январе нынешнего года он был снят с должности командующего гвардией, то есть был разлучен со своими гвардейцами, которые в любой момент готовы были поднять штыки по приказу командира. Как стало известно «Времени новостей» от источников, близких к Мирзоеву, показанный по телевидению арсенал генерал сдал, когда уходил из гвардии. А складировано оно было с ведома самого президента, который в 2000 году велел подготовиться к отражению вторжения в Хатлонскую область талибов, подступивших тогда к таджикско-афганской границе. Это оружие-то и стало главной уликой против генерала.
Можно не сомневаться, что, давая показания, Мирзоев потянул за собой и некоторых чиновников. Таджикские СМИ сообщали, что в его деле фигурирует около 60 чиновников, в том числе из высшего руководства республики. Засекречивание дела Мирзоева поможет избежать или по крайней мере отсрочить утечку нежелательной информации в отношении конкретных лиц. Накануне намеченных на февраль 2005 года парламентских выборов подобная утечка властям не нужна.
Следствие по делу Мирзоева продлится не один месяц. Хотя приговор генералу, судя по всему, уже подписан. «Даже не думайте об освобождении Мирзоева», -- сказал журналистам еще в августе генпрокурор Бободжон Бобохонов. А на последнем заседании правительства, как сообщил «ВН» информированный источник, президент сетовал, что Мирзоев не захотел подчиниться существующему положению вещей и решил показать кулаки, поэтому правительство не могло больше закрывать глаза на его преступления. В том, что Мирзоев причастен более чем к сотне преступлений, Рахмонов не сомневается. Видимо, с таким понятием, как «презумпция невиновности», власти Таджикистана незнакомы.
Нурулло МУХТОРОВ, Душанбе