|
|
N°203, 04 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В бой идут одни адвокаты
И республиканцы, и демократы заранее готовились к судам
Так получилось, что вчерашний вечер я провел в Нью-Йорке со сторонниками демократа Джона Керри. Прогрессивный Манхэттэн следил за голосованием на Рокфеллер-плазе -- небольшой площади, стиснутой небоскребами Рокфеллеровского центра и переименованной в этот день в площадь Демократии. В ночь выборов там проходило народное гулянье, организованное Американским банком и телекомпанией Эн-би-си.
В том месте на площади, где обычно находится летнее кафе, а зимой каток, была построена нефтяная вышка из трубок, проволоки, белого нейлона и белый шатер. На вышке был укреплен большой экран, на котором говорящие головы Эн-би-си обсуждали ход голосования. Снизу собралась толпа сторонников Керри, которая то скандировала его имя, то переживала, что в одном штате за другим избиратели высказывались за запрещение однополых браков.
Вверх по стене рядом стоящего небоскреба ползли две люльки, которыми пользуются мойщики окон, и тянули два транспаранта: голубой Керри и красный -- Буша, хотя идеологически эти цвета надо было поменять местами. Когда я протиснулся сквозь толпу, люлька Керри висела где-то на уровне четвертого этажа, и на ней значилась цифра «107». Столько голосов в коллегии выборщиков набрал к тому моменту сенатор.
Люлька Буша была на уровне 11-го этажа и несла цифру «202». «Эй, выше тяни!» -- кричали болельщики Керри, и избирательное божество их услышало: люлька сенатора-демократа быстро поползла вверх, и на ней появилась цифра «199». Увы, люлька Буша тоже ползла вверх, и по толпе прошло рыдание. А среди прогнозов были слышны даже и такие, по которым лишь к началу следующего года станет известно, кто победил. Я ушел в полночь, когда демократы еще были полны надежд. Публика была молодая и чистая. Я не унюхал ни одного пьяного.
В предположении, что результаты голосования придется оспорить в суде, как в 2000 году, предвыборный штаб сенатора Керри зафрахтовал пять самолетов, готовых перебросить бригады стряпчих в любую горячую точку Америки. Адвокаты являют собой главную группу поддержки Демократической партии и главный источник ее финансирования, поэтому в распоряжении Керри были лучшие юридические умы страны. Впрочем, самолеты с адвокатами держал наготове и штаб Джорджа Буша.
Самый кошмарный сценарий, который довелось мне услышать на площади Демократии, говорил о том, что может сложиться ситуация, при которой президентом останется республиканец Буш, а вице-президентом при нем окажется напарник Керри сенатор-демократ Джон Эдвардс. Этот вариант считали маловероятным, но его обсуждали. Впрочем, на следующий день уже стало ясно, что этого не случится: вице-президента должен выбирать сенат в том случае, если оба кандидата наберут одинаковое количество голосов в коллегии выборщиков (каждый по 269 из 538). Но большинство в сенате, как выяснилось вчера, сохранили республиканцы.
Для республиканцев день выборов начался за здравие. Первые результаты были объявлены в 00 часов с минутами. Они пришли из деревушки Хартс Локейшен, что в Нью-Гэмпшире. 16 селян отдали свои голоса Бушу, 14 -- Керри, а один местный предпочел кандидата Ральфа Нейдера. Последний отважно выступил на днях на митинге в Манхэттене, где ему кричали «Предатель!» за то, что в прошлый раз он отобрал голоса у демократа Гора и подарил республиканцу Бушу победу. В 2000 году Буш выиграл в Хартс Локейшен со счетом 17:13. Местные обыватели голосуют так рано с 1948 года, когда все они работали на железной дороге и должны были вставать еще до первых петухов.
Следующая благая весть пришла республиканцам с далекого Гуама. В Тихом океане за Буша проголосовали 17264 избирателя, за Керри - 9540, за Нейдера -- 153. Но, несмотря на это, комментаторы-республиканцы сидели в телестудиях с вытянутыми лицами: первые опросы проголосовавших избирателей отдавали победу Керри. Телевизионщики договорились не предавать их гласности раньше вечера, но по намекам было ясно, что дела у Буша не так хороши. Это подтвердил вчерашний день - Буш выиграл, но с минимальным перевесом.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк