Время новостей
     N°202, 03 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.11.2004
Понаехали тут...
Владимир Путин и Геннадий Фадеев поспорили на 100 млн долларов, какие двигатели для тепловозов лучше
На вчерашней встрече Владимира Путина с главой «Российских железных дорог» Геннадием Фадеевым обсуждались две достаточно скандальные темы: привлечение иностранных инвестиций в отрасль и угроза затопления небольшой железнодорожной ветки, соединяющей Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. В первую тему президент успел вникнуть десять дней назад, когда встречался с главой General Electric Джеффри Иммельтом. Владимир Путин даже назвал GE нашим старейшим партнером. Однако г-н Фадеев вчера жестко заявил, что технологии этой компании уступают российским. Несмотря на то что президент страны говорил: «Деятельность GE в России меня, честно, очень радует, поскольку одной из основных целей мы считаем сегодня диверсификацию российской экономики и развитие высокотехнологичных отраслей. Это именно то, чем занимается ваша компания, так что я очень рад вас видеть в Москве».

Руководитель GE 21 октября заявил Владимиру Путину: «Работа в области путей сообщения очень важна для компании, мы планируем приобрести технологии, внедрить современные управленческие методы и инвестиции в партнерстве с российской компанией. Мы смотрим на это как на то конкретное партнерство, которое позволит нам также не только обеспечивать местные рынки, но и даст возможность работать на экспорт. И мы готовы довести инвестиции до 100 млн долл. для расширения деятельности».

Владимир Путин вчера задал Геннадию Фадееву специальный вопрос о том, как развивается сотрудничество с иностранными компаниями. Г-н Фадеев заявил, что GE «смотрит на наш рынок и вышла с предложением по модернизации тепловозов». По его словам, у американской компании высвободилось 100 дизелей, которые они хотят установить на российские тепловозы. «Мы договорились, что они модернизируют один тепловоз, который должен будет пройти все наши межведомственные согласования», -- сообщил глава РЖД. Правда, он тут же добавил, что американский дизель вот уже год не может пройти комиссию на соответствие всем требованиям РЖД и «пока по всем показателям он не превосходит изношенные тепловозы, произведенные на Луганском тепловозном заводе».

В пример он привел качество российских разработок. На Коломенском тепловозостроительном заводе завершаются испытания отечественного тепловоза 2Т-79, который Владимир Путин уже видел в конце прошлого года. Главное, подчеркнул г-н Фадеев, что «его комплектация на 100% российская». А концу этого года планируется завершить разработку нового образца отечественного электровоза на переменном токе для грузового движения, который, по словам главы РЖД, «по всем параметрам будет смотреть лет на 20--30 вперед».

После этого Владимир Путин неожиданно перешел к обсуждению явно незапланированной темы -- 40-километрового участка железной дороги около Бурейской ГЭС, который может быть затоплен (этот вопрос за час до встречи с г-ном Фадеевым поднял перед президентом его полпред в Дальневосточном округе Константин Пуликовский). «На Дальнем Востоке есть Бурейская ГЭС, которая развивается, есть кусок дороги в 40 км между Транссибом и БАМом, который может оказаться затопленным. Вы наверняка это знаете. Что планируете делать?" -- задал вопрос Владимир Путин. Геннадий Фадеев в ответ заявил, что это проблема РАО "ЕЭС России", так как этот участок дороги приписан к Бурейской ГЭС. «Правительство это знает, не раз поднимали вопрос, в инвестиционную программу на следующий год, которая будет увеличена на 36%, правительство не включает этот объект, -- сказал глава РЖД. -- Цена вопроса около пяти млрд рублей, сами мы не сможем его поднять". У Владимира Путина этот ответ вызвал негодование: "Эта проблема существует, нельзя делать вид, что ее нет, что энергетики решают свои задачи, вы свои, правительство не включило в план. Что получится: затопит 40 км -- и все?" Г-н Фадеев сник. "Этого допустить нельзя", -- потупив глаза, сказал он. "Я тоже так думаю", -- согласился президент.

На этом открытая для прессы часть встречи завершилась. Однако вскоре к обсуждению проблем подключилось РАО «ЕЭС России». Энергохолдинг выпустил специальное сообщение, что деньги на финансирование переноса железнодорожной ветки из зоны затопления Бурейской ГЭС должно выделять правительство, РАО же этого делать не может, так как водохранилище находится в федеральной собственности. Поэтому РАО предложило правительству ни больше ни меньше записать этот проект в инвестпрограмму РЖД (кстати, несколько лет назад МПС входило в число инвесторов Бурейской ГЭС, однако после увольнения Николая Аксененко правительство настояло на выходе министерства из непрофильного, как тогда казалось, бизнеса). А из федерального бюджета финансировать другие мероприятия в зоне затопления, которые требуют около 900 млн руб. в следующем году. Энергохолдинг же планирует исключительно достраивать Бурейскую ГЭС. Что написано в проекте строительства этой электростанции по вопросу железнодорожной ветки, в пресс-службе РАО вчера сказать затруднились. А в РЖД отказались комментировать все проблемы, поднятые на встрече гг. Фадеева и Путина.

Как известно, 11 ноября правительство будет рассматривать инвестпрограмму РЖД на следующий год. Очевидно, на этом заседании кабинета министров будут подняты вопросы, на которые вчера пришлось отвечать президенту «Российских железных дорог».

Яна ГОДОВАНАЯ, Николай ГОРЕЛОВ