|
|
N°202, 03 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Никита Михалков: С молодыми легче
Никита Михалков наконец закончил работу над сценарием «Утомленных солнцем 2». Все те куски, которые он прочитал в прошлом году на кинофестивале «Окно в Европу», где состоялась презентация проекта, в будущую картину войдут, но за время работы сценарий очень разросся, теперь режиссер планирует снять два больших фильма -- по примеру Квентина Тарантино с его «Убить Билла». В продолжении истории комдива Котова (который чудом остался жив и принял участие в Отечественной войне, воюя в штрафном батальоне) главной героиней станет его выросшая дочка Надя (ее сыграет Надежда Михалкова). Именно ради этого проекта Михалков отказался от исполнения функций режиссера в «Статском советнике», фильме, съемки которого уже завершены и рабочий материал которого вчера должен был быть представлен руководству ОРТ.
Об этих картинах и своих планах Никита МИХАЛКОВ рассказал вчера в эфире радио «Культура». В передаче принимала участие обозреватель «Времени новостей» Алена СОЛНЦЕВА, у которой была возможность задать ему несколько вопросов.
-- Кто помогал вам работать над сценарием?
-- У нас была довольно большая компания: начинали мы с Рудиком Тюриным, покойным, потом над сценарием работал Глеб Панфилов. Мы перелопатили много материала, хроники посмотрели часов сорок... Тяжелая штука выбираться из-под материала, с одной стороны давит стереотип, с другой -- фактология. Когда ты видишь эту хронику и думаешь, как же можно было эту войну выиграть, с этими неоснащенными, непонимающими, растерянными людьми без командования -- я имею в виду 41-й год, -- это страшное ощущение.
Еще очень недолго работали с Эдиком Володарским, и, наконец, появились Володя Моисенко и Саша Новотоцкий, которые писали сценарий «Возвращения» (фильм Андрея Звягинцева. -- Ред.). Я нашел замечательных друзей, профессиональных, работать с которыми величайшее счастье. У меня так было с Рустамом Ибрагимбековым, с Александром Адабашьяном, это ощущение необязательности объяснений... когда понимание бежит впереди слов... Я счастлив, что мы нашли друг друга.
-- На кого вы рассчитываете, какого зрителя ждете?
-- Ветераны, на мой взгляд, уже имеют свое кино об этой войне. Все-таки мне хочется теперь рассказать об этом молодым. И моя задача, чтобы молодой человек, придя на фильм, не ушел после десяти минут фильма. Я тешу себя надеждой, что если он 20 минут посидит, то он уже не уйдет.
-- Два фильма -- это масштабный исторический проект, нужны батальные сцены. Картина должна быть очень дорогой?
-- В принципе она должна стоить ровно столько, сколько стоил бы «Сибирский цирюльник», если бы он не субсидировался нашими французскими партнерами, которые безумное количество денег потратили впустую, предполагая, что контролируют их, поскольку русским деньги давать нельзя. Они потратили 43 млн... Я хочу развеять сложившийся миф: картина стоила 43 млн долл., из них З2 млн -- не русские деньги, а деньги наших западных партнеров; один миллион дало Госкино; и 10 млн Черномырдин распорядился выдать из индийского долга, это внебюджетные деньги, из них мы 1 млн 200 тыс. заплатили в налог, миллион -- МЧС, армии и МВД, и сто тысяч потратили на реставрацию колокольни Ивана Великого, на которой нам за это разрешили снимать. Сами мы тогда могли бы снять картину за 17 млн долл., но они потратили в два, почти в три раза больше.
Картина «Утомленные солнцем 2», включая все батальные сцены и компьютерную графику, будет стоить где-то между 20 и 22 млн -- если мы хотим, чтобы это было качественно. Я очень рассчитываю на партнерство со стороны Германии, потому что в картине большое значение имеют немецкие персонажи, и я надеюсь, что Германия войдет в копродукцию с нами, и не деньгами даже, но технологией, техникой, костюмами и так далее. И в этом случае с нашей стороны стоимость картины будет 12--15 млн долларов.
-- Самый успешный проект года «Ночной дозор» получил в прокате ошеломительную сумму -- 16 млн, хотя минимум половина из них доля кинотеатров. Вы рассчитываете, что ваш новый фильм вернет затраченные на него деньги?
-- Если бы я выпускал «Сибирского цирюльника» сегодня, я бы собрал 29 млн. На момент его выхода в стране было всего 36 современных кинотеатров, а сегодня их более 700. Умные люди, которые вложились в строительство кинотеатров, понимали, с какой невероятной скоростью, как на дрожжах, будет расти кинопрокат России. Если все будет благополучно, я тешу себя надеждой, что через два года количество кинотеатров вырастет до 1000--1200, и картина, которая правильно прорекламирована, правильно позиционирована и правильно вышла -- большим количеством копий -- будет окупаться за два уикенда.
-- Известно уже, кто будет участвовать в съемках фильма?
-- Актеры те же, Олег Меньшиков, надеюсь, Володя Ильин, Дапкунайте, и выросшая Надя, будет много молодых актеров, я надеюсь, что будет сниматься Ефремов Миша. Оператора пока не знаю. Паши Лебешева нет на свете, к сожалению. В этой картине, военной, нужно придумать изображение, потому что не должно быть то военное кино, документальное, к которому мы привыкли. И я не представляю себе цветной войны -- второй мировой. Я вел переговоры с великим оператором Витторио Стораро (трижды оскаровский лауреат за фильмы «Апокалипсис сегодня» Френсиса Копполы, «Красные» Уоренна Битти, «Последний император» Бернардо Бертолуччи. -- Ред.), ему понравилась идея, но пока сценарий ему не посылал. Я бы очень хотел найти оператора здесь, у нас в отечестве, но для того, чтобы снимать эту картину, ему придется подробно и довольно быстро учиться тем новым технологиям, которые существуют в мире.
-- Как обстоят дела у картины «Статский советник», художественным руководителем которой вы являетесь?
-- Она закончена, съемки завершены, практически закончен монтаж киноверсии, пять серий телевизионной версии будут готовить параллельно, прокат назначен на конец апреля.
-- Какова ее стоимость?
-- Около пяти с половиной миллионов долларов
-- Куда входят и затраты на рекламу?
-- Да конечно.
-- Почему вы не стали снимать этот фильм как режиссер?
-- Перегорел. И потом у меня уже возникло настоятельное желание снимать скорее «Утомленные солнцем», и я не жалею об этом, потому что иначе я потерял бы еще два года, и Надя была бы уже тетушкой...
-- В результате фильм снимал Филипп Янковский под вашим руководством. Насколько он был самостоятелен?
-- Он был абсолютно самостоятелен, я актер очень дисциплинированный, как артист я могу задавать вопросы, на которые режиссер должен ответить, разъяснить мне обстоятельства, почему мой герой поступает так или иначе. Но художественное руководство я понимаю как создание режиссеру атмосферы и условий, чтобы он мог выражать свое, иначе проще снимать самому.
-- На днях вы едете в Нижний Новгород сниматься в фильме Алексея Балабанова «Жмурки». Как вам сценарий?
-- Это такой русский Тарантино, кроваво, смешно, весело и со смыслом. Я люблю Балабанова, считаю его человеком одаренным и глубоким. Он очень образован и очень хорошо технически вооружен.
-- У вас есть ощущение, что вам с молодыми легче, чем с вашими старыми товарищами, с которыми, как с Ибрагимбековым, у вас осложнились отношения в связи с Киноцентром...
-- Они не осложнились. Я до сих пор считаю, что Рустам меньше всех виноват, его обманули непорядочные люди, но это другой разговор. Но с молодыми -- да легче...
Беседовала Алена СОЛНЦЕВА