Время новостей
     N°200, 01 ноября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.11.2004
Утраченные иллюзии
Превосходство наших шахматистов осталось в прошлом
36-я Шахматная олимпиада в Испании закончилась без сюрпризов, в том смысле, что заключительные туры на ситуацию не повлияли. В предпоследний игровой день команда Украины удовлетворилась ничьей (2:2) с командой Грузии. В последнем туре украинцы без проблем разобрались с французами -- 3:1.

Россия, лишившись шансов на «золото», ожесточенно боролась за «серебро». Тем не менее матч с Кубой не задался, и уже в который раз победу команде (2,5:1,5) принес Петр Свидлер, обеспечив запас в пол-очка в конкуренции за «серебро» с армянами. В заключительном матче с Китаем Петр позволил себе расслабиться и сделать ничью, зато остальные помогли добиться победы -- 3:1.

Впервые за последние четверть века наши шахматисты уступили олимпийское «золото». Последний и единственный раз такое случилось со сборной СССР в 1978 году. Конечно, в последние годы с учетом нивелирования сил в шахматном мире бороться за звание чемпиона становится все сложнее. Но и при сдаче позиций нужно сохранять достоинство. Впервые сборная России, по-прежнему сохраняющая статус бесспорного рейтинг-фаворита, проиграла сразу три матча (до этого более одного матча наши никогда не отдавали). Можно, конечно, сослаться на объективные причины: команда первые пять туров играла с одним запасным -- отсутствовал Петр Свидлер, помогавший Владимиру Крамнику на матче в Бриссаго. Это верно, но не убеждает. Ведь с его подключением к команде в 6-м туре наши сократили разрыв до одного очка, что вселяло надежды за оставшиеся восемь туров все вернуть на круги своя. Но с поражением уже в следующем туре, сменившимся серией скромных побед с разницей в одно очко (2,5:1,5), мы, конечно, не могли составить конкуренции поймавшей кураж сборной Украины.

Слишком выпукло проявились проблемы с комплектованием команды: коротка оказалась скамейка запасных. Требовалось вливание свежей крови, а ее не было (ведь неспроста в мировом первенстве среди 18-летних, не говоря уже о более ранних возрастах, шахматистов уровня Александра Грищука у нас не обнаружилось). При отсутствии наших последних чемпионов мира старшему тренеру команды гроссмейстеру Сергею Долматову пришлось выбирать из крайне узкого круга игроков. Не может быть претензий к первым доскам. Настоящим лидером проявил себя Александр Морозевич, бессменно возглавлявший нашу команду на этапе 2--9-го туров и демонстрировавший полномасштабную бескомпромиссную борьбу. Максимально возможный вклад в актив команды внес и чемпион России Петр Свидлер, сыгравший все последние девять матчей с результатом в «плюс четыре». Столько же дал команде и Алексей Дреев, заявленный на четвертой доске, но чаще игравший на третьей. К сожалению, подтвердились опасения Долматова относительно спортивной формы Александра Грищука, который явно сдал во второй половине олимпиады.

Главные проблемы возникли с комплектованием запасных участников. Ведь еще с советских времен в нашей команде традиционно считались «забойными» последние доски, где играли гроссмейстеры, не только явно превосходящие своих соперников порой в рейтинге, но и отличавшиеся боевитостью. Напомним, что на предыдущей олимпиаде таковыми были Морозевич и Свидлер. С их подъемом «наверх» возможности тренера явно сузились: забойщиков такого класса уже не было. Любопытно, что на тренерском совете и к этой и к предыдущей олимпиаде обсуждался один и тот же вопрос: выбор запасного участника из Вадима Звягинцева или Алексея Рублевского. Критерием считалось их выступление на клубном чемпионате Европы. В 2002 году лучше сыграл Рублевский и был включен в команду. На этот раз он сыграл еще сильнее (в числе трех побежденных им на первой доске был и Гарри Каспаров), но в команду не попал. В вину Рублевскому, типичному командному игроку, ставился слишком узкий репертуар, хотя на предыдущих олимпиадах он не был шире. Взяли Звягинцева, но, как выяснилось, надо было брать обоих. Хотя для гроссмейстера класса Звягинцева результат на четвертой доске в «плюс четыре» (с учетом того, что три победы были достигнуты в первых трех турах с аутсайдерами) явно недостаточен. Но, конечно, главным просчетом тренера оказалось включение в качестве первого запасного Александра Халифмана, лучшие достижения которого давно позади. В результате после того, как он сделал четыре довольно безликих ничьи, команда вторую половину олимпиады практически была вынуждена играть впятером.

В женском турнире наша сборная завоевала «бронзу». Хотя отставание от победивших китаянок было внушительно, тот факт, что наша команда играла на сей раз в молодежном составе, вселяет оптимизм. Особенно знаковой оказалась победа 2:1 в 13-м туре над командой Грузии.

Олег СТЕЦКО