|
|
N°198, 28 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гидра энергии
Правительство распорядилось объединить все ГЭС
Премьер Михаил Фрадков вчера поддержал идею РАО «ЕЭС России», Минэкономразвития и Минпромэнерго создать в процессе реформирования электроэнергетики одну оптовую гидрогенерирующую компанию, а не четыре, как планировалось до сих пор. Гидро-ОГК, таким образом, станет наиболее крупной структурой на энергорынке.
Первоначально предполагалось собирать ГЭС в ОГК по каскадному принципу. Таким образом получилось бы четыре гидро-ОГК, контроль над которыми, согласно постановлению правительства, принадлежал бы государству. Однако весной, когда в разгаре была битва между РАО и «Базовым элементом» за Красноярскую ГЭС и достройку Богучанской ГЭС, энергохолдинг Анатолия Чубайса предложил правительству объединить все ГЭС в оптовую генерирующую компанию. Это позволило бы, по мнению менеджеров РАО, сконцентрировать крупные финансовые потоки в одних руках, и тогда легче будет найти деньги на достройку новых ГЭС.
Если профильные министерства эту идею одобрили довольно быстро, то антимонопольная служба изучала вопрос досконально. В заключении, направленном главой ФАС Игорем Артемьевым в Минпромэнерго, говорится о том, что создание единой гидро-ОГК не создаст ей более выгодные условия по сравнению с тепло-ОГК, хотя совокупная мощность гидрогенерирующей компании будет больше, чем у любой другой ОГК. Коэффициент используемой мощности у гидроэнергетических электростанций значительно меньше, чем у тепловых (50--60% против 70--80%). Кроме того, по данным ФАС, тепловые станции сейчас недозагружены и при переходе к рынку смогут увеличить выработку энергии, а ГЭС этой возможности лишены. В результате ФАС согласовала проект создания единой гидро-ОГК, однако высказала предложение на всякий случай закрепить возможность «расчленения» этой компании. Впрочем, во вчерашнем распоряжении Михаила Фрадкова об этом ничего не говорится.
С точки зрения рынка в отрасли ничего не произошло. Уже давно стало понятно, говорит президент Института энергетической политики Владимир Милов, что четыре гидро-ОГК создать так, как записано в правительственном постановлении, невозможно технически. Поэтому правительство по сути исправило ошибку. Другое дело, что есть опасность укрупнения ОГК, так как влиять на ее работу миноритарным акционерам будет непросто (почти невозможно будет собрать блокпакет акций). ФАС в письме Минэнерго эти сомнения отвергает: "Анализ на предмет доминирующего положения единой гидрогенерирующей компании показал, что уровень концентрации изменится незначительно и не превысит уровень, установленный в законе "Об электроэнергетике", по сравнению с уровнем концентрации четырех гидро-ОГК".
Совет директоров РАО рассмотрит вопрос об учреждении единой гидро-ОГК в январе следующего года, сообщил Reuters начальник департамента стратегии центра управления реформы энергохолдинга Дмитрий Аханов. По его словам, завершение оценки стоимости активов, входящих в единую гидро-ОГК, ожидается к 10 декабря.
Как считает г-н Милов, наиболее вероятным представляется сценарий, когда все гидроэлектростанции фактически будут присоединяться к Волжскому гидроэнергетическому каскаду (ВоГЭК). Эта структура зарекомендовала себя как наиболее активный игрок на конкурентной части электроэнергетического рынка, а ее гендиректор Расим Хазиахметов, как и Анатолий Чубайс, является сторонником скорейшей либерализации в отрасли. «Я не исключаю, что именно кандидатура г-на Хазиахметова будет предложена на пост гендиректора единой гидро-ОГК», -- заключил г-н Милов.
Николай ГОРЕЛОВ