|
|
N°198, 28 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«В Испании борьба с терроризмом не тема политических дебатов»
Уже несколько лет Москве никак не удается добиться от Запада выдачи чеченских террористов. Однако уже 20 лет успешно решает вопрос об экстрадиции баскских террористов из Франции Мадрид. Об испанском опыте в борьбе с терроризмом рассказал «Времени новостей» новый посол Испании в России г-н Франсиско Хавьер ЭЛОРСА КАВЕНГТ.
-- Для успешного противостояния терроризму стране необходимо добиться единства в отношении к терроризму. У нас ведущие партии договорились не использовать в партийных интересах борьбу с терроризмом и четыре года назад приняли «Антитеррористический пакт». В нем они условились сохранять единство перед лицом терроризма: не допускать конфронтации между партиями каждый раз, когда происходят теракты, не вести переговоров с террористами в собственных политических целях, не критиковать правительство за его методы борьбы. В Испании этот пакт соблюдается скрупулезно -- борьба с терроризмом никогда не становится темой политических дебатов. Например, очевидно, что во время терактов в Мадриде в марте нынешнего года полиция и спецслужбы сработали плохо, но даже это не использовалось для публичной критики властей. Для корректировки антитеррористической борьбы существует другой механизм -- закрытый диалог между партиями. После взрывов 11 марта была создана специальная парламентская комиссия, которая и рассматривает новые меры борьбы с терроризмом.
-- Получается, что испанское правительство вне критики? А как же демократия?
-- По взаимному согласию критика властей по вопросу терроризма со стороны политических партий сегодня исключена. Но это соглашение между партиями, и оно ни в коей степени не затрагивает свободы прессы. Когда в конце 60-х годов ЭТА (баскская экстремистская группировка ЭТА при помощи терактов пытается добиться создания независимого баскского государства, в которое войдут территории на Севере Испании и Юге Франции. -- Ред.) вела борьбу против Франко, некоторые политические движения испытывали к ее деятельности определенные симпатии. Но после смерти Франко в 1975 году испанцы почти единогласно приняли конституцию, провели свободные выборы, были легализованы политические партии, которые могут открыто отстаивать свои идеи, в том числе о независимости.
-- В борьбе с терроризмом Испания сотрудничает с соседними странами...
-- Важно не допустить того, чтобы террористы находили за рубежом убежище. Для этого и необходимо сегодня очень развитое международное сотрудничество, основанное на доверии. Когда подобного доверия между Испанией и Францией не существовало, то было невозможно успешно бороться с ЭТА. Совершив теракт в Испании, преступники пересекали границу и спокойно разгуливали по Франции.
-- И как Испания добилась от Франции экстрадиции террористов?
-- Это был долгий процесс. Франция и после прихода демократии в Испании отказывалась выдавать террористов. Но мы были упорны, каждый теракт в Испании давал нам новые аргументы. В 1984 году ситуация начала меняться. Франция стала выдворять террористов со своей территории, потом французские судьи начали принимать решения об их экстрадиции. Для Испании это были радикальные перемены -- террористы поняли, что их могут выдавать, и ушли в подполье, что затруднило их деятельность.
Между спецслужбами двух стран сложилось тесное взаимодействие. Были созданы две совместные команды: одна для борьбы с исламскими террористами, другая -- с ЭТА. В них судьи и полиция работают вместе, что позволяет оперативно принимать решения о прослушивании, слежке, арестах. В рамках ЕС Испания предложила и добилась утверждения европейского ордера на арест и выдачу предполагаемых террористов (European Warrant Order). По нему принятые любым судьей на территории ЕС решения об аресте немедленно выполняются в других странах Евросоюза. Если предполагаемого террориста задержали во Франции, то как только французский судья выяснит, что его испанский коллега уже выдал ордер на его арест, задержанный будет выдан Испании в срок до 90 дней. Отныне не требуется судебного процесса для принятия решения об экстрадиции.
-- Как же удалось убедить Европу, что члены ЭТА террористы, а не борцы за независимость?
-- Это оказалось несложно. Важно было доказать, что Испания преследует террористов, а не лиц, которые отстаивают свои политические взгляды ненасильственными методами. В Испании закон позволяет любой политической группировке или СМИ открыто отстаивать идеи независимости или сепаратизма. Когда Франция, Ирландия, Голландия или Бельгия, которые чувствительно воспринимают все эти вопросы, поняли, что испанские политики беспрепятственно могут выражать свои взгляды и нет повода отстаивать их силой оружия, то они стали позитивно относиться к предложениям Мадрида по борьбе с терроризмом.
-- А Москва в состоянии доказать Европе, кто политик, а кто террорист?
-- Испания лучше, чем кто-либо в Европе, понимает борьбу России с терроризмом. Еще два года назад Мадрид в отчаянии терпел, что укрывшиеся во Франции террористы где-нибудь в кафе в Байонне, всего в нескольких километрах от границы, не таясь, ели бифштексы и просили у Франции политического убежища. Думаю, что если проблема России похожа на ту, что была у нас, то Москва должна доказать, что преследует того или иного человека за терроризм, а не за политические взгляды. Если будет очевидно, что это лицо может в России открыто и политическими методами защищать свои убеждения, в том числе по вопросу о независимости, то это вызовет доверие этих стран к Москве, и проблема будет решаться.
-- Беслан изменил отношение Европы к терроризму в России?
-- Взрыв двух российских самолетов и захват школы в Беслане -- столь же преступные деяния, что и теракты в США в 2001 году. Тогда, после 11 сентября, Евросоюз стал очень чувствителен к вопросам борьбы с терроризмом. Тот же европейский ордер, покончивший с процессом экстрадиции, был утвержден всего три месяца спустя после трагедии в Нью-Йорке, которая стала для принятия подобного решения решающим фактором. Теперь после Беслана Европа должна лучше понять ту угрозу, которой противостоит Россия. Необходимо напрячь воображение и найти новые методы для того, чтобы не допустить ситуацию, когда после теракта в России террористы спокойно отдыхают за рубежом.
Приведу пример подобного подхода. В начале 80-х годов французские судьи не считали боевиков ЭТА террористами, экстрадиции не существовало, так как в предоставленных Испанией документах не хватало доказательств. Но когда правительство Франции убедилось, что Испания права, террористов начали просто выдворять в Испанию. В отличие от экстрадиции выдворение -- административная мера и не требует решения суда.
-- Спецслужбы Испании уничтожали террористов во Франции...
-- До 1984 года, когда Франция начала выдавать террористов Испании, проводились акции по нейтрализации террористов во Франции. Это было объяснимо: Франция стала убежищем для террористов, давала им документы политических беженцев. Конечно, те акции заслуживают абсолютного осуждения в демократическом обществе. Но они показали французам, что сложившееся положение дел нетерпимо, и в результате, как ни жестоко это говорить, ситуация разблокировалась.
-- То есть убийства террористов за пределами страны оказалось оправданными?
-- Уроки, которые надлежит извлечь из происшедшего, таковы: надо бороться с терроризмом с позиций демократии и правового государства. Испанский опыт показывает, что наказание за террористическую деятельность не только должно быть очень строгим (в Испании максимальный тюремный срок -- 30 лет), но и обязательно полностью исполняться, -- в делах о терроризме срок не может быть снижен ни по амнистии, ни за хорошее поведение в тюрьме. Надо обрушить на терроризм всю силу закона, предусматривающего суровые наказания, а также юридическую поддержку и полное сотрудничество на мировой арене. Испания готова поделиться с Россией своим богатым опытом в борьбе с терроризмом.
Беседовал Андрей ЗЛОБИН