|
|
N°198, 28 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гособоронотказ
Совет Федерации держит в секрете, почему у военных денег все больше, а оружия все меньше
Вчерашний правительственный час в Совете Федерации, пожалуй, можно отнести к самым секретным заседаниям, когда-либо проводившимся в стенах здания на Большой Дмитровке. Во всяком случае внешне мероприятие было обставлено так, что ни грана сколько-нибудь содержательной информации наружу не вышло. Так тайно верхняя палата парламента заслушивала доклад о ходе реализации государственного оборонного заказа в 2004 году.
Для отчета сенаторы пригласили людей уважаемых и, несомненно, осведомленных. Среди них были руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, глава департамента экономики и программ обороны и безопасности Минэкономразвития Владислав Путилин, заместитель министра обороны -- начальник тыла вооруженных сил генерал армии Владимир Исаков. Однако ни один из них после завершения правительственного часа из зала не вышел. «Остались на следующее заседание», -- решили не терявшие надежд представители СМИ, нацелившие на дверь добрый десяток телекамер. Надежды разом перечеркнул человек из Федеральной службы охраны, коего выдавала «лапша» связного проводка за ухом. «Да у этого зала еще два выхода, а «ваши» ушли, наверное, через курилку», -- насмешливо сказал он.
Вместо улизнувших чиновников откуда-то сбоку появилась заместитель министра обороны по финансам Любовь Куделина. Выглядела она довольной и даже не скрыла причин своей радости: вооруженным силам дополнительно к военному бюджету выделили 5 млрд руб., и Любовь Кондратьевна полагает, что сможет рассчитаться по долгам с предприятиями оборонки. «Я не могу сейчас говорить о номенклатуре продукции гособоронзаказа, она будет определена в декабре на заседании правительственной комиссии по военно-промышленным вопросам», -- бросила на ходу главный военный финансист. О чем же тогда совещались сенаторы?
Кое-какой свет на таинственную дискуссию «Времени новостей» пролил аудитор Счетной палаты Александр Пискунов: «За последние годы расходы на государственный оборонный заказ выросли кратно, однако отдача от этих средств могла быть значительно больше. Поэтому сегодня члены Совета Федерации спросили руководителей Федерального агентства по промышленности, Министерства обороны и Минэкономразвития, что они планируют сделать в части повышения эффективности расходов».
Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в своем витиеватом спиче попытался донести до публики детали заседания: «Были конкретные данные, конкретные цифры, в том числе о конкретных закупках конкретной военной техники и вооружения». Но кроме частого употребления слова «конкретно» ничего конкретного глава верхней палаты так и не сказал, сославшись на пресловутую закрытость. Он считает, что в деле вооружения армии «все идет нормально, но не настолько интенсивно, как хотелось бы с точки зрения финансового обеспечения». Г-н Миронов осторожно поведал, что 2005 год «обозначен как год массового поступления в войска новых образцов вооружений в российскую армию». Кем обозначен и поступит ли вооружение на деле -- спикер не сказал.
Подталкиваемый желанием хоть что-то узнать о секретном заседании и донести эти сведения до простых граждан-налогоплательщиков, обозреватель «Времени новостей» по наводке знающих людей отправился на седьмой этаж. Там в кабинете №726 дислоцируется председатель комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Валентин Чернявский -- один из тех, кто готовил совещание. В приемной обозревателя с пристрастием опросили мужчина (предположительно, референт) и женщина (предположительно, секретарь): кто такой, записывался ли на прием и почему интересуется совещанием, коли оно объявлено закрытым. Попутно гостю сообщили, что интервью, которые г-н Чернявский давал разным газетам, на следующий день выходили искаженными. Наконец секретарь упорхнула в кабинет и быстро вернулась с отказом: «Информация закрытая, интервью не будет».
Есть что-то загадочное в этой усиленной и всеми участниками подчеркиваемой секретности: были мероприятия, посвященные гособоронзаказу, не менее серьезные, но куда более открытые. И уж совсем странно, что на совещании не присутствовали два главных фигуранта обсуждаемого процесса -- руководитель Федеральной службы по гособоронзаказу Андрей Бельянинов и начальник вооружения вооруженных сил генерал-полковник Алексей Московский. Последний, кстати, под градом упреков (средств на закупку нового вооружения выделяется все больше, а самого вооружения в войсках нет) месяца три назад активно пиарил собственную службу в специализированных изданиях и наговорил на три закрытых правительственных часа.
Да и чего, собственно, скрывать. При росте средств на гособоронзаказ на треть ежегодно в этом году для вооруженных сил, по данным Центра анализа стратегий и технологий, закуплено лишь 14 танков Т-90С, модернизировано пять самолетов семейства «Су» да строятся две субмарины «Юрий Долгорукий» и «Александр Невский». Вот и весь «актив». Оттого и усиленная секретность, что сказать по сути просто нечего.
Чаша весов с деньгами значительно перевешивает другую, с оружием. В Минобороны неустанно подчеркивают, что деньги идут на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Найти концы невозможно, поскольку сфера НИОКР непрозрачна. Прозрачной ее могло бы сделать страхование ведущихся новых разработок, однако этому препятствуют очень мощные силы. Между тем расходы на НИОКР в следующем году запланированы в размере 81 млрд 175 млн руб. Большая часть статей закрытые. В целом же гособоронзаказ в 2005 году подпрыгнет на 50 млрд и достигнет 188 млрд руб. Еще четыре года назад эта сумма была в три раза меньше. А обещанного чудо-оружия по-прежнему нет.
Николай ПОРОСКОВ