|
|
N°197, 27 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Они пришли раньше, чтобы не смотреть нам в глаза»
Официальные лица покинули Дубровку еще до начала панихиды по погибшим заложникам
Вторую годовщину трагической развязки драмы с заложниками в здании Театрального центра на Дубровке городские власти и родственники погибших зрителей мюзикла «Норд-Ост» отмечали порознь. Вчера на площади возле бывшего ДК ГПЗ прошло сразу два митинга. Первый был сугубо официозным, где отметились представители столичного правительства, на второй же собрались бывшие заложники, их родственники и друзья. События вторника лишний раз подтвердили, что «нордостовцы» и официальные лица страны и города так и не нашли взаимопонимания. Чиновники приехали на панихиду на час раньше запланированного, не предупредив об этом выступавших организаторами мероприятия руководителей региональной общественной организации «Норд-Ост». И к одиннадцати часам утра, когда москвичи с цветами и свечами еще подходили к заблаговременно оцепленной милицией Дубровке, лимузины с мигалками уже покидали район. «Они пришли раньше, чтобы не смотреть нам в глаза», -- заявила Зоя Чернецова, чей сын погиб во время штурма 26 октября 2002 года.
Впрочем, представители городской власти пытались по-своему доказать обратное и в своих речах обещали помочь всем жертвам этого теракта. Приехавший к памятнику жертвам «Норд-Оста» рано утром заместитель мэра в правительстве Москвы Анатолий Петров пообещал собравшимся на площади, «что городские власти будут делать все возможное, чтобы поддержать родственников погибших заложников и тех, кто пережил эти страшные события». А заместитель префекта Юго-Восточного административного округа Александр Быков, дабы избежать вопросов про денежные выплаты и компенсации, напомнил, что в соответствии с распоряжением правительства всем пострадавшим от действий террористов в октябре 2002 года было выплачено в общей сложности 53,2 млн руб. В эту сумму вошла оплата всех расходов по захоронению, единовременные выплаты департамента социальной защиты населения и компенсации за утраченное имущество. После чего официальные лица в сопровождении солдат роты почетного караула возложили венки к памятнику и спешно разъехались. Когда около одиннадцати утра на площадь стали съезжаться непосредственные участники трагических событий, на ней были лишь сотрудники правоохранительных органов, стянутые сюда для охраны спокойствия сочувствующих.
Демонстративно обходя стороной стелу с журавлями, установленную перед Театральным центром по указанию столичного руководства в прошлом году, люди направлялись к настенной плите, где перечислены все 130 человек, погибших во время штурма два года назад. За несколько минут все ступени, на которых спецназовцы и спасатели складывали тела заложников, были засыпаны цветами и заставлены свечами. Затем рядом с бронзовой табличкой с именами появилась еще одна, правда всего лишь из бумаги. На листочке, который кто-то прикрепил рядом, учителя школы №1 Беслана, родственники спасенных и погибших детей и простые жители североосетинского города выражали соболезнования всем, кто потерял близких во время драмы «Норд-Оста». «Они как никто понимают нашу трагедию», -- сказала, увидев этот листок, сопредседатель региональной общественной организации «Норд-Ост» Татьяна Карпова.
Между тем скорбь на Дубровке довольно быстро сменилась обидой. На тех, кто уехал, не дождавшись начала митинга, на власть, которая, по словам людей, потерявших своих близких два года назад, «так и не извлекла уроков из того, что происходит в нашей стране». «Нас и многих таких же, как мы, списали за ненадобностью, наши проблемы и проблемы детей, которые остались сиротами, так и не решаются», -- заявила г-жа Карпова. По ее словам, у большинства из тех, кто пережил штурм, сейчас начинаются серьезные проблемы со здоровьем, «пропадает слух, начинают болеть печень и почки». «Наши требования остаются без внимания, поэтому мы считаем, что безопасность населения России будет обеспечена только тогда, когда мы все объединимся, все вместе будем требовать, чтобы наши законы начали действовать, а суды стали действительно независимыми органами», -- заключила сопредседатель региональной общественной организации «Норд-Ост».
Анна ШПАК