Время новостей
     N°193, 21 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.10.2004
Единственный инвестор
Виктор Вексельберг не составит конкуренции Олегу Дерипаске в достройке Богучанской ГЭС
Комплексные энергосистемы (КЭС), которые управляют энергетическими активами Виктора Вексельберга, фактически отказались от проекта по достройке Богучанской ГЭС. Гендиректор КЭС Михаил Слободин заявил на пресс-конференции, что внутри страны новой электростанции не найти потребителей: по его расчетам, цена электричества БоГЭС, позволяющая окупить инвестиции, составит 1,5 цента за кВт ч, а существующие мощности предлагают цену в два раза меньше. Следовательно, заключил он, строящейся электростанции нужно искать новых потребителей, прежде всего в Китае. Именно туда КЭС и собирается строить энергомост. И только в случае, если этот проект будет успешным, компания готова стать инвестором БоГЭС. Однако строительство энергомоста в Китай только начинает обсуждаться, переговоры, очевидно, продлятся не один год, и их результат во многом зависит от политических отношений двух стран. Так что слова г-на Слободина, судя по всему, означают отказ от заявления, сделанного КЭС в апреле о том, что компания готова сотрудничать с РАО «ЕЭС России» по достройке электростанции.

Это заявление г-на Слободина прозвучало на пике информационной войны между структурами Анатолия Чубайса и Олега Дерипаски. Тогда «Базовый элемент» скупил около 25% акций БоГЭС, так как собирался строить неподалеку новый алюминиевый завод, и предложил правительству свой вариант ее достройки: проводится допэмиссия акций Красноярской ГЭС, которую выкупают структуры г-на Дерипаски, контролирующие эту станцию, а деньги (речь шла о сумме порядка 800 млн долл.) направляются на инвестиции в БоГЭС. Однако РАО, которому принадлежит 66% акций БоГЭС, эта идея, естественно, не понравилась. Ведь в этом случае, во-первых, размывалась бы доля «Красноярскэнерго» в Красноярской ГЭС (пакет переставал быть блокирующим), а во-вторых, увеличивалось бы влияние алюминщиков в Богучанской ГЭС (очевидно, что электростанция перешла бы под их контроль). Вместе с тем у РАО не было столь весомого аргумента для своей позиции, как деньги: г-н Дерипаска считался единственным инвестором (за исключением, конечно, госбюджета). И когда в апреле свое письмо в РАО относительно достройки БоГЭС направил г-н Слободин, чиновники расценили это как конкурентную борьбу за энергетические мощности, что позволяло отказать г-ну Дерипаске.

Впрочем, сейчас гг. Чубайс и Дерипаска прекратили информационную войну. Более того, месяц назад глава РАО сделал заявление о том, что все спорные вопросы с «Базовым элементом» урегулировались сами собой, и, возможно, по этому поводу будет подписано некое соглашение. Правительство тем временем согласилось провести тендер на определение инвестора по достройке Богучанской ГЭС. И тут г-н Слободин заявляет, что эта электростанция, по его расчетам, российским потребителям не нужна. «В Сибирском округе достаточно развита конкуренция между электростанциями -- как гидростанциями, так и угольными, -- заявил вчера он. -- Поэтому сейчас алюминиевые заводы могут покупать электроэнергию по 0,7--0,8 цента за кВт ч, а инвестиции Богучанской ГЭС, по нашим расчетам, окупятся только при 1,5 цента. Поэтому строительство алюминиевого завода («Базэлом» или любой другой компанией вблизи электростанции. -- Ред.) нецелесообразно». Кроме того, полагает он, существующие энергомощности в Сибири недозагружены, поэтому даже если потребуется дополнительная выработка энергии для нового производства, проблему будет легко решить, существенно не увеличивая при этом тариф.

В «Евросибэнерго», которая управляет электроэнергетическими активами г-на Дерипаски, вчера удивились расчетам г-на Слободина. В компании подобных расчетов не вели, а потому заявили «Времени новостей», что желают ознакомиться с их методикой и только после этого будут готовы комментировать утверждения коллеги из КЭС. Источник, близкий к «Базелу», говорит, что цель, которую преследовал г-н Слободин, --отказаться от собственных инвестиций в БоГЭС и лоббировать проект строительства энергомоста в Китай. «Но если исходить из позиции КЭС, получается, что экспорт энергии в Китай будет по цене, значительно превышающей 1,5 цента за кВт ч, -- рассуждает источник, -- откуда уверенность в том, что при такой цене проект энергомоста будет выгоден? Ведь в Китае, как известно, достраивается крупнейшая в мире ГЭС «Три ущелья», и не факт, что столь дорогая (относительно) российская энергия там будет востребована. Более того, ЮКОС уже пытался построить туда частный нефтепровод, все знают, чем это закончилось, где гарантия, что с проектом КЭС все будет иначе?»

Судя по всему, в структурах г-на Дерипаски очень сильно обиделись на апрельские заявления г-на Слободина, а потому сейчас дистанцируются от партнерства с КЭС. В «Иркутскэнерго», где обе стороны являются главными акционерами, представители г-на Вексельберга отошли от оперативной деятельности. Надо полагать, что новые совместные энергопроекты у структур гг. Дерипаски и Вексельберга теперь если и появятся, то весьма не скоро.

Николай ГОРЕЛОВ