|
|
N°189, 15 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Труба без прорывов
В нефтегазовой сфере Россия и Китай пока не нашли баланса интересов
Несмотря на то что в целом вчерашние переговоры в Пекине Владимир Путин назвал «встречей прорывных решений», один из самых главных блоков вопросов -- сотрудничество в нефтегазовом секторе -- так и остался без серьезных решений. Было подписано лишь соглашение о сотрудничестве между «Газпромом» и китайской государственной нефтегазовой корпорацией CNPC, но оно может рассматриваться лишь как начало «большого пути» к партнерству. Пока же в Москве вырабатывается политэкономическая стратегия в отношении использования ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Определиться с ней российские власти пообещали китайским коллегам к концу года.
Прежде всего стратегия затрагивает самый животрепещущий вопрос, который Пекин ставит перед Москвой: когда и куда будет построен нефтепровод от месторождений Восточной Сибири. Как известно, проект строительства трубы по маршруту Ангарск--Дацин был отвергнут, впрочем, как и альтернативный вариант Ангарск--Находка, который предложила государственная «Транснефть». Официальная версия -- оба не прошли экологическую экспертизу Минприроды. В реальности же первый вариант абсолютно не учитывал интересы восточных территорий России, а второй игнорировал потребности крупного партнера и соседа Китая. В итоге было принято соломоново решение: объединить оба проекта в один и разработать ТЭО нефтепровода Тайшет--Находка с ответвлением в Дацин. «Транснефть» его завершит до конца года.
Впрочем, российские чиновники предусмотрительно подстраховались и не стали ничего обещать в Пекине. «Думаю, что если экологическая экспертиза будет завершена, то до конца года может быть принято решение по строительству ветки нефтепровода на Дацин, -- заявил в Пекине министр экономического развития Герман Греф. -- Трубу есть чем наполнять». По его словам, на первом этапе объемы поставок могут составить 20--30 млн тонн с месторождений Западной Сибири. А вторая очередь нефтепровода, мощность которого увеличится до 50--80 млн тонн в год, потребует «доразведки и разработки ряда месторождений в Восточной Сибири». На вопрос о том, в какой последовательности будет построен трубопровод, г-н Греф не ответил, заметив лишь, что строить нужно «поочередно».
Единственным подписанным в Пекине нефтегазовым документом стало соглашение о стратегическом сотрудничестве «Газпрома» и CNPC. В ни к чему не обязывающем соглашении стороны договорились изучить возможность поставок газа из России в Китай и согласились, что лучше бы это делать из единой системы газоснабжения, которую «Газпром» планирует создать на востоке страны.
Алексей ГРИВАЧ