Известный арткритик и куратор Виктор Мизиано несколько лет назад написал программную для российской художественной жизни статью «Культурные противоречия тусовки». В ней он попытался исследовать механизм существования нашего артсообщества -- неподконтрольный цивилизованным законам менеджмента, институциональности и рынку.
Прошло время, и острый текст Мизиано начал терять свою актуальность, приобретая благородный флер архивного документа. Два события начала нового сезона обнадеживают тем, что предлагают иную модель организации художественного процесса и коммуникации по его поводу.
Первое -- открывшаяся в Третьяковской галерее на Крымском валу выставка «Предстояние», организованная предпринимателем и меценатом Виктором Бондаренко и художником Константином Худяковым.
Наша газета анонсировала этот проект. И если художественные проблемы «Предстояния» для многих так и останутся неразрешенными, то качество подготовки достойно похвал. Куратором и идеологом «Предстояния» Виктором Бондаренко (по моей ошибке названным в предыдущей заметке «владельцем» галереи М'АРС, на самом деле являющимся лишь ее другом и меценатом) было вложено немало средств для перфекционизма исполнения. Убедило совершенство технического воплощения «нового христианского иконостаса»: в темном, специально оборудованном зале Третьяковки гигантские фотографии лиц героев библейской истории воспринимаются как фильм в кинотеатре IMAX -- стереоэффект находится за гранью возможного. Прибавьте еще специальное световое, акустическое оформление, колоссальный фолиант-каталог в футляре-папке. Такое дорогое, «аттрактивное», «интерактивное» искусство выгодно контрастирует со старорежимной, скучной, бедно сделанной постоянной экспозицией ГТГ на Крымском.
Эстетическая ценность проекта кажется мне невысокой, но уровень менеджмента позволяет надеяться, что в дальнейшем российское современное искусство сможет интегрироваться в международный контекст, а не только присутствовать на чужом празднике на правах экзотических паяцев.
Другим ударом по узкоцеховому тусовочному сознанию стала случившаяся на следующий день после вернисажа в Третьяковской галерее пресс-конференция руководителей московской галереи Stella Art. Существующая меньше года галерея заявила о себе как самая респектабельная, качественная, «западная» галерея столицы, показав немало звездных имен мирового искусства. Но из российских до середины года был пока только Кабаков. В день закрытия его выставки в Эрмитаже в Москве открыли другую выставку -- приношение мэтру от российских художников, создавших произведения на тему «Мой Кабаков». Выставка удалась не очень. Если экспозиции проверенных звезд во всех (кураторском, дизайнерском) смыслах были сделаны отлично, то российская ситуация оказалась для Stella Art дремучей. Было ощущение случайности -- и подбора имен, и представленных произведений, и их экспонирования. Возникли вопросы: будет ли галерея работать с отечественным искусством дальше. И если будет, то как?
Вопросы разрешились на пятничной пресс-конференции. Тусовочное сознание зиждется на идее тотальной маргинальности. Stella Art и ее директор Стэла Кей маргинальности предпочли институциональность. Поэтому, пригласив журналистов, объявили им о запуске мощного кураторского проекта презентации российского искусства и в стенах галереи, и на крупнейших международных артфорумах, биеннале и ярмарках. Вести проект будет идеолог Contemporary Art, критик и куратор Владимир Левашов. Случайность, произвол объявлены вне закона. То, что «российское отделение» в образцовом менеджменте Stella Art стало вторым главным трендом, подтверждает готовящееся принять зрителей новое выставочное пространство галереи. Вторая часть Stella Art откроется в годовщину рождения галереи, 26 октября. Среди первых приглашенных художников-россиян -- мэтры концептуализма Андрей Монастырский, Вадим Захаров, тот же творческий тандем Илья и Эмилия Кабаковы, а также младоконцептуалисты, те, кто пока учится «на старших глядя».
Еще одним ударом по тусовочному сознанию, является желание и мецената Бондаренко, и галеристов Stella Art расширить пространство коммуникации. «Круглые столы» с участием прессы, обмен мнениями, дискуссионная презентация проектов делают художественную жизнь более профессиональной, открытой, интересной. Такой, в которой атавизмам недавнего прошлого уже не останется места.