|
|
N°185, 11 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Коммандо молодости нашей
Рекомендации на неделю
Всякий опытный телезритель прекрасно знает, что истинные сокровища ежедневных кинопоказов с большой вероятностью можно обнаружить совсем не в рейтинговое время выходных вечеров. Подлинные сокровища демонстрируются обычно ни свет ни заря, когда у голубого экрана несут вахту разве что пенсионеры да убежденные прогульщики -- они-то обычно и снимают самые жирные сливки. Впрочем, на этой неделе с подобного рода лакомствами, честно признаться, не густо. Отрадное исключение -- «Отель «У погибшего альпиниста» («Культура», пятница, 11.00) Григория Кроманова («Последняя реликвия», «Бриллианты для диктатуры пролетариата»). Данная экранизация романа братьев Стругацких проходит по совсем другому ведомству, нежели «Сталкер» или даже «Чародеи»: дистиллированный, даже изысканный псевдофантастический трэш производства Таллинской киностудии. Вязкий и хмельной, как прибалтийский бальзам, озвученный музыкой Свенна Грюнберга (спустя несколько лет написавшего саундтрек для культового советско-польского боевика «Заклятие Долины Змей») и обогативший повседневную бытовую культуру бессмертной фразой «Маска пришельца вам очень к лицу», фильм этот просто-таки вопиет о том, чтобы быть увиденным. Тем более что в некоторых моментах он на самом деле очень страшный. Но, конечно, не настолько, как «Дагон Кровожадный» («Рен ТВ», понедельник, 20.00, вторник, 9.50), в оригинале просто «Дагон» -- еще одна экранизация, но на сей раз не Стругацких, а Говарда Филипса Лавкрафта, и снятая не в Эстонии, а в Испании. Мистическая проза Лавкрафта с трудом переносится на экран, но в данном случае режиссер Стюарт Гордон («Реаниматор», «Извне») сделал все, чтобы дух страшных рассказов о «богах седой старины» был сохранен во всей своей первозданной мощи, а недорогие спецэффекты по-настоящему впечатляли. Приключения путешественников, попавших в неласковые сети людей-рыб на таинственном острове, запомнятся надолго. И посмотреть эту картину надо хотя бы для того, чтобы отдать долг уважения соратнику Луиса Бунюэля актеру Франсиско Рабалю, для которого роль в «Дагоне» стала последней. Тем же, кто сочтет фантазии Лавкрафта--Гордона слишком мрачными, имеет смысл посмотреть уморительную комедию Джина Куинтано «Заряженное оружие» (НТВ, среда, 0.45) -- пародию на «Смертельное оружие» и еще сотню голливудских блокбастеров. Единственный минус этого восхитительного капустника -- для того чтобы прохохотать все без малого полтора часа, что идет фильм, нужно как минимум быть знакомым с объектом пародии, но при нынешней насыщенности телепоказов труда это не составит. К тому же очень поучительно полюбоваться на мегазвезду Сэмюэля Л. Джексона («Криминальное чтиво», «Джеки Браун», «Три икса») на заре карьеры -- оказывается, были времена, когда его никто еще толком не знал и годился дядя Сэм лишь на то, чтобы петрушничать в образе недалекого полицейского. А специально для тех, кто из принципа не смотрит ни голливудских боевиков, ни тем более пародии на них и знать не знает, как выглядит пресловутый Джексон, -- «Повар, вор, его жена и ее любовник» ("Россия", четверг, 0.30) Питера Гринуэя, любимое кино интеллектуалов и всех, кто хочет таковым казаться вот уже на протяжении двадцати лет. Каннибализм, адюльтер, музыка Майкла Наймана. И острое ощущение греха -- не только из-за сомнительной моральной подоплеки фильма, но и из-за осознания того, что просмотр фильма Гринуэя в домашнем формате -- самое настоящее, хотя уголовно и не наказуемое преступление.
Но если Гринуэя еще можно было в свое время поймать на широком экране, то «Наркобарон» ("Россия", суббота, 23.40) Джо Карнахана в российский кинопрокат выпустить так и не решились. Так что если вы еще не видели этот удивительный фильм на лицензионных видокассетах -- оставляйте все дела и прилипайте к экрану. В перепаханный, кажется, уже всеми жанр полицейского триллера господин Карнахан вдохнул два года назад новую жизнь -- и с тех пор его так никто и не превзошел. Перевод названия, как водится, громок, но неточен: под словом «Нарк» имеется в виду не мафиози, а, напротив, сотрудник отдела по борьбе с наркотиками. Джейсон Патрик и Рэй Лиотта сыграли едва ли не лучшие свои роли, а потрясающий финал не теряет мощи и после нескольких просмотров. Однако старый друг неизменно лучше новых двух. Специально по такому случаю в телепрограмме значится «Коммандо» (Первый канал, воскресенье, 16.20) Марка Лестера. Практически в то же время, когда в советские времена в программе воскресного дня значилась передача «В гостях у сказки», можно в сто первый раз насладиться изумительным, смешным и жестоким фильмом, дающим понять, что бывает, если разозлить большого и в принципе доброго человека. Каким являлся, да и до сих пор является Арнольд Густавович Шварценеггер. «Я ем зеленых беретов на завтрак», «Помнишь, я обещал убить тебя последним -- так я тебя обманул», «А сейчас мы поедем в магазин» -- это, кажется, даже больше чем половина всех тех слов, что Шварценеггер произносит на протяжении всего фильма. Но от любой из этих чеканных максим на душе становится тепло и уютно. Как в танке.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ