|
|
N°184, 08 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Война с "повстанцами"
Резолюция ПАСЕ оказалась лучше, чем ожидалось
Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла вчера резолюцию по Чечне, где состояние прав человека в республике названо "катастрофическим". Формулировка взята из доклада немца Рудольфа Биндига «О ситуации с правами человека в Чеченской Республике».
Вместе с тем ПАСЕ осудила теракт в Беслане и поставила под сомнение слова Аслана Масхадова о непричастности чеченских боевиков к захвату школы. В резолюции отмечена также благотворная роль принятой весной 2003 года конституции Чечни. Особые надежды Европа возлагает на парламентские выборы в республике в начале 2005 года. ПАСЕ рекомендовала комитету министров Совета Европы учредить программу сотрудничества с Россией, включив в нее конкретные проекты помощи Чечне.
Как заявили "Времени новостей" члены российской делегации, резолюция оказалась не столь хороша, как хотелось бы Москве, но и не слишком плоха. Принята примерно треть российских поправок, но не удалось добиться от европейских стран одобрения пункта о выдаче эмиссаров Масхадова. По словам главы российской делегации, председателя думского комитета по международным делам Константина Косачева, члены делегации гордятся тем, что европейцы признали законными последние выборы президента Чечни. Кроме того, европейские делегаты (за редким исключением) отказались от термина "повстанцы" и все чаще называют чеченских боевиков Шамиля Басаева и Аслана Масхадова "террористами".
После трагедии в Беслане европейцы были потрясены тем, что во имя независимости можно убивать детей. В фойе здания Совета Европы российская делегация развернула фотовыставку, так что депутаты всякий раз проходили мимо снимков окровавленных школьников из Беслана.
"Два-три года назад депутаты ПАСЕ даже предлагали рассматривать политику российских властей на международном суде. Сейчас об этом и речи нет", -- сказал "Времени новостей" один из членов российской делегации. Тем не менее Рудольф Биндиг называл чеченских боевиков только повстанцами. Больше всего г-на Биндига беспокоило поведение Рамзана Кадырова, сына убитого в мае предыдущего президента Чечни. Молодой человек и его гвардейцы, по мнению докладчика, угрожают семьям боевиков, а порой и просто «похищают людей».
Доклады поляка Тадеуша Ивиньского «О гуманитарной ситуации перемещенного населения Чечни» и швейцарца Андреаса Гросса «О мерах по укреплению демократической стабильности в Чечне в соответствии со стандартами Совета Европы» тоже были не без критики. Г-н Ивиньский указал, на обеспокоенность ПАСЕ тем, что российские власти «оказывают ненадлежащее давление» на чеченских беженцев в Ингушетии и требуют, чтобы они вернулись в Чечню. Ивиньский и Гросс обратили внимание и на проблему контроля за расходованием средств на восстановление Чечни. Г-н Ивиньский не раз встречался в Чечне с представителями обеих воюющих сторон. Во время дискуссии по Чечне этот немолодой уже поляк с забавно романтическими интонациями вспоминал, как в 1997 году сфотографировался с "мистером Басаевым на фоне флага с изображением Че Гевары", а потом и с "экс-президентом Ичкерии мистером Яндарбиевым", но уже на фоне "Корана с золотым тиснением".
Сложнее всего было новому президенту Чечни Алу Алханову, приехавшему в Страсбург позавчера, сразу после инаугурации. На него сразу набросились европейские депутаты. Один ирландец, например, долго рассказывал г-ну Алханову, как премьеры Великобритании сначала тоже отказывались от переговоров с «бандитами-сепаратистами» из Северной Ирландии, а потом согласились -- «и жить сразу стало спокойнее». «Я готов говорить только с теми, кто не связан с терроризмом», -- ответил на эти призывы новый чеченский президент. "Г-н Алханов, на мой взгляд, вполне может сделать много полезного для Чеченской Республики", -- сказал "Времени новостей" генсек Совета Европы Терри Дэвис.
На сессии ПАСЕ присутствовала и делегация так называемой «независимой Чечни-Ичкерии», хотя почти в каждом своем выступлении российские делегаты просили европейцев не принимать эмиссаров Масхадова и закрыть их сайты в Интернете. В кулуарах и те и другие делегаты здоровались. А выходцы с Северного Кавказа даже пообщались между собой.
После обсуждения проблемы Чечни испытания для России не закончились. Грузия настояла на чрезвычайных дебатах по российско-грузинским отношениям. Но никакой резолюции ПАСЕ по этой теме не предусматривалось и принято не было.
Елена СУПОНИНА, Страсбург