|
|
N°181, 05 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Почем мандарины?
Выборы в Абхазии раскололи общество
Первые альтернативные президентские выборы в Абхазии, прошедшие в минувшее воскресенье (с 1990-го года в непризнанной республике никто не рисковал соперничать с Владиславом Ардзинбой, сначала председателем парламента, затем президентом) увенчались скандалом. Каждый из двух реальных претендентов на высший пост - премьер нынешний 46-летний Рауль Хаджимба(на него открыто ставил Кремль) и бывший - 55-летний Сергей Багапш - заявляют о своей победе.
Местный Центризбирком взял паузу. По закону итоги можно обнародовать спустя три дня. Как они будут выглядеть, стало более или менее ясно к вечеру вчерашнего дня, когда представитель ЦИК сообщил, что в двухнедельный срок может быть проведен второй тур. Таким образом фактически признано, что ни один из главных кандидатов в президенты не получил поддержки больше половины пришедших к урнам избирателей. Или, по крайней мере, что более половины голосов не набрал Рауль Хаджимба, с которым недавно встречался в Сочи Владимир Путин и за которого активно агитировал мощный десант российских политиков и мастеров культуры-- от заместителя генпрокурора Владимира Колесникова до писателя Фазиля Искандера и певца Иосифа Кобзона.
Вчера во второй половине дня к зданию Центризбиркома на стихийный митинг собралось до сотни граждан, в большинстве - сторонников оппозиционного кандидата Сергея Багапша, которые потребовали огласить предварительные итоги во избежание фальсификации. Поскольку каждый уважающий себя абхаз имеет дома автомат, понятно, во что может вылиться противостояние. Тем более что Сергея Багапша поддерживают представители движения «Амцахара» («Родовые огни») - ветераны грузино-абхазского вооруженного конфликта 1992-1993 годов.
Представитель избирательного штаба Сергея Багапша г-н Рафаэль Яйлян в интервью газете «Время новостей» назвал «абсолютно лживыми» утечки из абхазского ЦИК о победе Рауля Хаджимба в первом туре. Эти данные появились на абхазских сайтах со ссылкой на ЦИК в первой половине вчерашнего дня. Получалось, что Хаджимба набрал 52,8%, Багапш - 33,6%. Третьим шел экс-министр иностранных дел Сергей Шамба (9,9%), четвертым - председатель Народной партии Якуб Лакоба (2,7%). Замыкал пятерку соискателей с 1% еще один бывший глава правительства Анри Джергения.
«ЦИК заявляет, что в выборах участвовало 84 тысячи (63%) граждан, - сказал Рафаэль Яйлян. - Мы имеем копии с участков, по которым получается, что за Сергея Багапша голосовало 44 тысячи, то есть больше половины. Мы свою стратегию в случае обнародования фальсифицированных итогов уже определили». «Какую именно?». «По примеру соседней Грузии устроим свою, абхазскую революцию (в ноябре прошлого года фальсификация итогов выборов в Грузии привела к отставке президента Эдуарда Шеварднадзе - Ред.). «За Хаджимбу 30 сентября призывал голосовать в Сухуми московский десант политиков и эстрадных звезд, разве это не могло ему помочь?», - спросил корреспондент "Времени новостей". «Может быть, на это купилась беднейшая часть русскоязычного и армяноязычного населения Абхазии, - сказал Яйлян. - Но абхазы после такого вмешательства только еще больше сплотились вокруг Багапша».
Председатель ЦИК Абхазии Сергей Смыр заявил на пресс-конференции, что Сергей Багапш и Анри Джергения просили не публиковать предварительных итогов, так как во время голосования фиксировались нарушения, которые могли исказить общую картину. Между тем в воскресенье вечером опросы избирателей прямо на участках показывали, что большинство все-таки голосовали за Хаджимбу. Правда, почти все сухумские собеседники «Времени новостей» признавали, что верить данным таких опросов в Абхазии нельзя, «так как правду никто не скажет». Родственные связи на Кавказе и в Абхазии так прочны, что каждый кандидат мог рассчитывать на полную поддержку того или иного района, клана, фамилии... Но говорить об этом вслух в условиях нарождающейся демократии не принято. Позже и ЦИК опроверг сведения о том, что публиковал предварительные итоги.
Но самой поразительной была оценка выборов со стороны казалось бы главного претендента на победу Рауля Хаджимбы. Выступая вчера на митинге в Сухуми, он назвал выборы «нечестными и несправедливыми». Премьер ссылался на «многочисленные нарушения», среди которых, к примеру, отключение света в Гальском районе. Глава его избирательного штаба Гурам Инашба сообщил, что в этом «грузинском» районе (жена Сергея Багапша - грузинка) свет погас в 20 часов, после завершения голосования и при подсчете голосов началась неразбериха. А поскольку, по его словам, на участках там в день выборов еще и открыто агитировали за Багапша, Инашба высказался за отмену результатов по Гальскому району.
Сам же Рауль Хаджимба жаловался, что «людей иногда под угрозой заставляли идти голосовать», не уточняя, о каких фактах идет речь. Абхазский премьер обещал предоставить все свидетельствующие о нарушениях документы в суд и «требовать расследования» подобных фактов.
Подобная реакция кандидата, назначенного официальным преемником действующего президента республики Владислава Ардзинбы, - беспрецедентна. Никогда еще на постсоветском пространстве кандидат от «партии власти» не оказывался в положении оппозиционера, жалующегося на то, что его победу украли с помощью административного ресурса.
Комментируя происходящее в Абхазии, Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава заявил вчера: «Хаджимба никогда не имел сторонников в Абхазии. Это "серая" фигура, которая и сегодня является сотрудником российской разведки, сотрудником службы безопасности и скажем так, что реальная популярность Хаджимба несравнима с популярностью другого кандидата - Сергея Багапша». В Тбилиси вообще считают, что путь к сердцу как Хаджимбы, так и Багапша для продолжения переговоров по грузино-абхазскому урегулированию лежит через упорядочение грузино-российских отношений.
Так или иначе, но из случившегося можно сделать очевидные выводы. Впервые в Абхазии после харизматического Ардзинбы появилась оппозиция, что должны взять на заметку в Тбилиси, так как политический торг сейчас станет более интересным и вести его надо искуснее. Во-вторых, Москва получила предметный и неожиданный для нее урок. Российские политики, привычно сделавшие ставку на предвыборные политтехнологии, и безаппеляционно настаивавшие на выборе Хаджимбы, настолько были уверены в зависимости Абхазии от Москвы, что вызвали у абхазов обратную реакцию. «Сергей Багапш получил голоса тех, кто не желает беспрекословно выполнять все наказы Москвы», - сказал газете «Время новостей» грузинский эксперт по Абхазии Паата Закареишвили.
Весьма симптоматично выглядит появившийся вчера комментарий МИД России. Там не оказалось обычных в подобных случаях пассажей об «уважении выбора, сделанного избирателями». Москва лишь ограничилась выражением надежды, что «переговоры в рамках грузино-абхазского урегулирования продолжатся, и Россия намерена и впредь оказывать этому процессу всяческую поддержку».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Аркадий ДУБНОВ