|
|
N°180, 04 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По недостоверным данным
"Дело Пуманэ" обрастает все новыми загадками и скандалами
Загадочная история с обнаружением 18 сентября машины со взрывчаткой в Спиридоньевском переулке Москвы обрастает все новыми скандальными подробностями. Человек, перевозивший бомбу и скончавшийся после допросов, еще так и не опознан (изначально считалось, что им был бывший военный подводник Александр Пуманэ, но его родственники отрицают данный факт), однако у следователей уже появился первый подозреваемый в гибели задержанного. В минувшие выходные информагентства сообщили, что правоохранительные органы в связи с расследованием «дела Пуманэ» начали поиски бывшего начальника отдела УБОП Москвы майора Вячеслава Душенко. Якобы он лично допрашивал подозреваемого и уже вторую неделю скрывается от представителей прокуратуры. Однако, по словам коллег Душенко, еще в среду он спокойно трудился на рабочем месте. А вот московские адвокаты, сталкивавшиеся с майором, утверждают, что Душенко и ранее применял к задержанным недозволенные средства.
Сразу после того, как 18 сентября в 83-е отделение милиции был доставлен водитель "Жигулей" с документами на имя Александра Пуманэ, побеседовать с ним съехалось не менее 150 сотрудников спецслужб. В том числе и начальник отдела по борьбе с терроризмом оперативно-розыскной части (ОРЧ) №5 УБОП Москвы Вячеслав Душенко. После длившихся несколько часов допросов подозреваемый скончался. По факту его смерти, причиной которой, по данным судмедэкспертов, стали побои, прокуратура Москвы возбудила уголовное дело. В минувший четверг начальник ГУВД столицы Владимир Пронин на специальной коллегии отчитал своих подчиненных за историю с Пуманэ, начальника УБОП Вячеслава Баранова и главу ОРЧ №5 Антона Гусева отстранил от занимаемых постов, а Вячеслава Душенко уволил. А уже в субботу в СМИ появились сообщения, что правоохранительные органы начали поиск майора, поскольку он с 19 сентября не является в прокуратуру, не появляется ни на работе, ни дома. Якобы именно Душенко увел задержанного из кабинета дознавателя 83-го отделения милиции в подвал, после чего тому и стало плохо.
«Все эти заявления выглядят довольно странно, -- заявил наш собеседник в УБОП. -- С самим задержанным еще нет ясности -- кем он был на самом деле, чей труп предъявляют родственникам на опознание, и вообще умер ли настоящий Пуманэ? А уже появляются какие-то подозреваемые. Душенко ни от кого не бегал. Еще в среду он был на утреннем совещании и на своем рабочем месте. В четверг его уволили, и уже после этого начали говорить, что он якобы скрывается».
До прихода в УБОП Вячеслав Душенко долгое время работал в МУРе. По фактам деятельности оперативника в различные прокуратуры неоднократно поступали жалобы. Так, в ноябре 2001 года именно Душенко арестовал Бадруди Ямадаева (брата командира спецбатальона Минобороны «Восток» Сулима Ямадаева и депутата Госдумы Руслана Ямадаева) и Шарипа Джабраилова (родственника известного бизнесмена Умара Джабраилова). Их обвинили в организации покушения на заместителя главного санитарного врача Москвы Александра Мельникова. «Душенко участвовал в фальсификации дела в отношении Ямадаева, -- рассказал нам вчера адвокат Игорь Яртых, представлявший интересы Бадруди Ямадаева. -- К моему подзащитному применялись незаконные методы допросов, выходящие за рамки допустимого, давление оказывалось как на обвиняемых, так и на свидетелей. Пистолет, который Душенко подбросил Ямадаеву, был исключен судом из материалов дела. Джабраилова суд вообще признал невиновным в покушении».
В пятницу, когда уже шли поиски Душенко, информагентства передали следующее заявление начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина, посвященное «делу Пуманэ»: «Мы не снимаем с себя ответственности, виновные уже установлены и наказаны. Думаю, что у всех ведомств были нарушения в этой ситуации. Но наиболее серьезную ошибку допустил прокурор Пресненского района Москвы, который должен был приехать и осуществлять непосредственно на месте прокурорский надзор». Прокурор Москвы Анатолий Зуев сразу же среагировал на это и устроил разнос г-ну Пронину: «Объяснение "ошибкой" того, что произошло, вызывает недоумение. Закон определяет это (смерть задержанного. -- Ред.) как преступление, совершенное с явным превышением должностных полномочий. Причем допустили превышение подчиненные Пронина. Они в нарушение всех требований забрали у следователя лицо, с которым проводились следственные действия, для так называемой оперативной работы в подвальное помещение». К вечеру пятницы ситуация еще больше запуталась, поскольку пресс-служба ГУВД Москвы заявила, что г-н Пронин вообще не комментировал деятельность Пресненской прокуратуры, а заодно аннулировала и произнесенные генералом на прошлой неделе слова о задержании подозреваемых по другому громкому делу -- об убийстве журналиста Пола Хлебникова.
Александр ШВАРЕВ