Время новостей
     N°179, 01 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.10.2004
Кандинский рядом не стоял
В картинах четырехлетней авангардистки критики видят влияние знаменитого художника
Сегодня в одной из частных галерей Нью-Йорка открывается персональная выставка художницы-авангардистки Марлы Олмстед. Главной изюминкой этой экспозиции являются не сами работы, а их автор -- Марле всего четыре года. С помощь кисточек, собственных пальцев и масхитина ребенок разрисовывает полутораметровые холсты. Несмотря на то что рисует Марла пока по известному каждому родителю малолетних детей принципу, чем ярче, тем красивее, а ее работы могут показаться обывателю примитивной детской мазней, уважение и признание среди американских искусствоведов она уже заслужила. А на продаже 25 работ Марлы ее родители уже заработали 40 тыс. долларов.

Примечательно, что некоторые заокеанские критики находят в ее картинах «влияние» таких известных абстракционистов, имена которых едва ли знакомы четырехлетней девочке. «Поразительно, что ребенок способен рисовать такие картины, -- заявил накануне выставки владелец нью-йоркской галереи Энтони Брунелли. -- У них яркие цвета, они очень экспрессивны по способу нанесения красок. Некоторые картины напоминают работы Василия Кандинского, некоторые -- Джексона Поллока».

Творческий стаж юного дарования всего два года. Ее карьера художницы, по словам родителей, началась совершенно случайно. Двухлетняя Марла постоянно мешала своему отцу, художнику-любителю Марку Олмстеду, рисовать портрет жены. Чтобы отвлечь ребенка от собственной персоны, Марк дал девочке кисти и краски и посадил рядом с собой. Так появилась ее первая картина. «Теперь я ей ассистирую, держу ее кисточки, -- признается отец чудо-ребенка. -- Как все большие художники, она не стала долго ждать и обзавелась подмастерьем».

Признанный художник-абстракционист Марла Олмстед пока не умеет рисовать даже цветочки, бабочки и деревья, да и судить о живописи в целом может лишь на уровне красиво-некрасиво. Однако, по мнению некоторых критиков, знание истории искусств и техники живописи тут не главное. Живопись, считают они, это в первую очередь не столько демонстрация мастерства, сколько способ выражения. В таком случае абстрактное искусство надо признать наиболее продвинутой ступенью изобразительной деятельности, которая доступна как мэтру, так и ребенку. Но в отличие от классиков этого направления, работы которых были признаны уже на закате их творчества, а то и вовсе после смерти, Марла и ее родители пожинают плоды уже сейчас. По словам г-на Брунелли, шесть из десяти представленных на выставке картин уже проданы в частные коллекции, а цена оставшихся может достичь 10 тыс. долл. за полотно. Он также отметил, что за последнее время желание купить работы юного дарования выразили около 20 собирателей предметов современного искусства из разных стран, в том числе и из Японии.

Несмотря на то что сейчас картины вундеркинда пользуются большой популярностью среди ценителей, а по признанию отца Марлы, девочка день ото дня «развивает технику, правильнее держит кисть и рисует более осознанно», искусствоведы не берутся предсказать ее профессиональное будущее. «Безусловно, за последний год она сделала огромный прогресс, каждая из ее последующих работ лучше предыдущих, но вопрос в том, будет ли она через 5--10 лет также увлекаться живописью, как и сейчас», -- пояснил г-н Брунелли.

Анна ШПАК