Время новостей
     N°177, 29 сентября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.09.2004
Без срока и упрека
Кремль знает о недостатках новой системы выбора губернаторов
Куратор политических проектов Кремля, заместитель главы администрации президента Владислав Сурков вчера прокомментировал журналистам поступившие в Думу законопроекты об изменении системы губернаторских выборов. По его мнению, процесс полной замены корпуса губернаторов, избранных всенародным голосованием, на тех, которые будут представлены президентом, затянется до 2009 года -- когда истекут полномочия ряда недавно уже избранных глав регионов. При этом есть вероятность, что президент Чечни Алу Алханов не войдет в историю как последний руководитель субъекта федерации, избранный прямым голосованием. Г-н Сурков полагает, что до вступления в силу внесенных в парламент законопроектов несколько выборных кампаний этого и начала следующего года успеет пройти по действующей модели. По словам г-на Суркова, пока что в Кремле не принято никаких решений об изменении порядка муниципальных выборов, хотя такая возможность прорабатывается: «Есть мнение, что государственную власть надо расширять, в том числе за пределы административных центров, но окончательно этот вопрос еще не решен».

В парламенте вчера только начали знакомиться с законопроектами, анонсированными Владимиром Путиным 13 сентября. Они оформлены как изменения в законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

В изложении г-на Суркова основные принципы предлагаемой системы выглядят так. Глава государства имеет право дважды представить региональному законодательному собранию кандидатуру на пост губернатора. В течение 14 дней региональный парламент может простым большинством голосов утвердить предложение президента. Если кандидатура дважды отклоняется или просто не принимается никакое решение, президент назначает исполняющего обязанности главы региона. При этом он по собственному усмотрению имеет право распустить местный парламент или оставить его работать и дальше. Решение об увольнении избранного по новой системе губернатора принимает тоже президент: либо по представлению законодательного собрания (с которым он может и не согласиться), либо из собственных соображений -- в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей или утраты доверия со стороны президента.

Кремль максимально широко решил вопрос о сроке, в течение которого можно занимать губернаторский пост. Если сейчас установлены границы -- не более двух сроков подряд, то новые законопроекты вообще не ставят ограничений на этот счет. При этом в Кремле честно признают, что Владимир Путин может доверить губернаторские посты и тем, кто уже дважды (или даже трижды) избирался главой своего региона.

Одно из основных слабых мест новой системы Кремль видит как раз в подборе кандидатов, которым Владимир Путин может доверить власть в субъектах федерации. Владислав Сурков подчеркивает, что новый порядок избрания губернаторов ставит власть перед необходимостью иметь государственную кадровую политику. «Кандидаты в губернаторы должны выращиваться на местах, получать соответствующую практику работы как в федеральных центрах, так и на местах, это потребует вернуться к необходимости создания кадрового резерва и там, и здесь», -- говорит чиновник. Вместе с тем селекция кандидатов, по всей видимости, будет происходить по естественной цепочке -- через полпредства президента в федеральных округах и кремлевскую администрацию.

Между тем на неофициальном уровне в Кремле принимают или по крайней мере понимают практически всю публичную критику, которая адресована новой системе, -- от ссылок на «сокращение» демократии («Это вкусовщина, -- говорит один из коллег г-на Суркова, пожелавший сохранить анонимность, -- реально объем возможностей гражданина не изменится».) до указаний на заложенные в самой идее дефекты. «В этом решении заложен огромный риск, но коридор для принятия решений очень узкий, и, как сказал президент, выбора у нас нет», -- говорит коллега г-на Суркова. Риск, по его мнению, состоит в том, что предлагаемая конструкция сформирована под личность конкретного президента -- Владимира Путина. Любой его преемник заведомо не сможет воспользоваться «плюсами» этой конструкции (собственно, еще и сам Путин не опробовал их на практике), и они тут же превратятся в новые угрозы власти. Точно так же нынешнему президенту России тесна «ельцинская» Конституция 1993 года, хотя Борис Ельцин не устает повторять, что «ее потенциал еще не исчерпан».

Двояко можно оценить и тот факт, что избранные по новой системе губернаторы, будучи фактически полпредами президента в конкретном регионе, получат более весомый политический и административный ресурс по сравнению с нынешними. При этом Кремль вовсе не планирует как-то изначально ограничивать этот ресурс -- напротив, практически наверняка новым губернаторам будет доверена координация работы федеральных органов власти в своих регионах. Предполагается, что в сферу этой координации в каком-то режиме попадут и силовые ведомства. Наделение губернаторов ресурсами подобного масштаба наряду с их весьма относительной ответственностью перед населением региона -- явные, очевидные «провалы» новой конструкции. Хотя рецепт борьбы с этими проблемами в Кремле предусмотрели. «Надо быть бдительными», -- говорит кремлевский чиновник.

Зачем же Кремль инициировал политический проект со столькими «но»? Источник в администрации президента дает ответ на этот вопрос: «Президент России, как и большинство крупных политических деятелей, -- идеалист». Следовательно, Владимир Путин верит, что внедрение новой системы и ее дальнейшее функционирование не создаст для России таких проблем, которые были бы масштабнее нынешних. А Владислав Сурков настаивает, что сегодня перед Россией стоит призрак распада: «Терроризм является для России серьезной проблемой. Устройство любой страны, ее государственной системы в конечном итоге стремится к тому, чтобы сохранить государство. Нынешний закон -- это реакция государства на возрастание угрозы терроризма, иными словами -- попытка адаптировать государство к возрастающей угрозе, прежде всего со стороны международного терроризма». Впрочем, добавляет он, законы не дают гарантии от гипотетического развала страны: «Это небольшое увеличение запаса прочности политической системы».

Андрей ДЕНИСОВ