|
|
N°170, 20 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Украинское авиастроение сжимается в кулак
Создается концерн «Антонов»
Министерство промышленной политики Украины намерено слить авиастроительную промышленность страны в единый концерн "Антонов", несмотря на сопротивление одноименного конструкторского бюро и крупнейшего в республике сборочного авиазавода «Авиант». Оппоненты обвиняют ведомство в поспешности и подозревают, что перестройка отрасли может быть приурочена к президентским выборам, которые состоятся на Украине 31 октября.
В конце прошлой недели министр промышленной политики Украины Александр Неустроев сообщил, что его ведомство прорабатывает поручение Леонида Кучмы по созданию концерна «Антонов». В концерн должны войти два сборочных завода, оставшихся после распада СССР на Украине: Киевский государственный авиационный завод (КиГАЗ) «Авиант» и Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП), а также Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. Антонова. Министр сказал, что подготовленные документы о создании единой структуры на базе этих предприятий будут вынесены на рассмотрение кабинета министров Украины.
Вчера г-н Неустроев так аргументировал «Времени новостей» необходимость концерна: «Можно ли считать успешным АНТК Антонова? Ответ однозначный: да. Он только за последние годы разработал около десятка новых моделей самолетов. Достигло ли своих целей ХГАПП? В большей мере, можно сказать, да. А достигла ли своей цели авиастроительная отрасль Украины? Мой ответ: однозначно нет. Потому что ту цель, которую мы себе поставили -- максимально захватить нишу региональных самолетов, мы не выполнили. Это уже задача не одного предприятия, а государственного масштаба. И пусть организационная форма отрасли способствует максимальной концентрации имеющихся ресурсов».
Такая аргументация вызывает серьезные возражения в АНТК и на «Авианте», которые подозревают, что «первую скрипку» в будущем концерне будет играть ХГАПП, как раз и добившееся наибольших успехов в выпуске и экспорте региональных самолетов (Ан-140 и Ан-74). Генеральный директор ХГАПП Павел Науменко только подогревает эти подозрения, горячо поддерживая объединительный проект. Вчера, оговорившись, что он выражает только частное мнение, г-н Науменко заявил «Времени новостей»: «На сегодняшний день требование рынка к производству самолетов едино: все должно быть в одном кулаке -- от идеи, разработки, технической поддержки и вплоть до утилизации. На рынке должен быть один игрок».
Заместитель главного конструктора АНТК Александр Кива вчера заявил «Времени новостей»: «Мы понимаем, что тенденция к концентрации сегодня характерна для авиастроения во всем мире. Однако мы против спешки. Объединению должен предшествовать тщательный аудит ресурсов и возможностей всех предприятий, чтобы выяснить их реальные возможности и положение».
Тем временем 18 сентября в Киеве гендиректор "Авианта" Олег Шевченко подписал с российскими ОАО «Туполев» и ЗАО «Проект 3000» контракт на поставку 20 самолетов Ту-334 в 2006--2008 годах. Таким образом, по словам гг. Шевченко и Хохлова, на «Авианте» начинается серийное производство самолета регионального класса Ту-334. На вопрос о конечных эксплуатантах этих самолетов г-н Хохлов уверенно назвал «Аэрофлот». Между тем известно, что «Аэрофлот» сейчас проводит тендер на закупку регионального самолета. И говорить, что компания выберет именно Ту-334, по меньшей мере рано. Кроме того, сделка «Авианта» с «Проектом 3000» заключена не на традиционных для авиастроительного бизнеса условиях покупки или лизинга, а по изобретенной самим г-ном Хохловым схеме продажи летных часов. Внятно разъяснить эту схему «Времени новостей» г-н Хохлов не смог, но отметил, что она (схема) носит революционный характер и применима к любой сфере бизнеса, где используется техника.
Михаил КУКУШКИН, Киев