|
|
N°170, 20 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Dolce vita без вкуса и запаха
Открылся культурный центр «Арт-Стрелка»
Со стрелкой у излучины Москвы-реки, где стоят иофановский Дом на набережной, чудом сохранившиеся палаты и церковь XVII века, а с конца прошлого тысячелетия еще поселился бронзовый парень художника Церетели (и.о. не то Петра I, не то Колумба), многих связывают воспоминания исключительно обонятельные. Оттуда в сторону метро «Кропоткинская» постоянно и регулярно дули шоколадные ветры, сладкие, вкусные, чудесные. То работала старейшая в Москве кондитерская фабрика «Красный Октябрь», бывшая «Эйнемъ».
Теперь ветры не дуют. Фабрика закрыта. А на задворках «сладкой империи» функционирует новый культурный центр «Арт-Стрелка». Весь богемный квартальчик умещается на площади-пятачке, ограниченном четырьмя гаражами и двумя бытовками. Входишь в один гараж с надписью XL на двери -- в темноте смотришь фильм о путешествии художника Олега Кулика по Монголии. Входишь в другой -- наблюдаешь серию фотографий о российской жизни американской художницы Хелены Кей. Заворачиваешь в бывший фабричный клозет -- там на обшарпанных стенах фосфоресцируют веселенькие граффити, а рядом с оставшимися рукомойниками стоит стол, на котором лежит гора арбузов. Художница Марина Белова режет арбузы, угощает посетителей. И не сразу-то замечаешь, что один арбуз на столе -- и не арбуз вовсе, а живая закамуфлированная голова мужа Беловой Алексея Политова. Остальной Политов сидит под столом, голова же вылезла сквозь просверленную в столе дырку. Ведет себя эта голова активно: ворочается, время от времени трубит громогласно в лежащий рядом мегафон. Если этот перформанс и можно назвать оммажем в честь сюрреалистических полотен Дали, то каким-то таким очень русским оммажем, замоскворецким даже. Как если бы сюрреалистическую картину захотел вдруг написать арбузно-купеческий художник Кустодиев.
Ассоциацию можно продолжить. Кураторы «Арт-Стрелки» Ольга Лопухова и Владимир Дубосарский аналогию с московским кварталом видят на юге Манхэттена, «где Сохо, Ист-Вилидж и Челси стали неотъемлемой частью культурно-экономической структуры города Нью-Йорка и сделали культуру и современное искусство самоокупаемыми». Скорректируем: мы, конечно, ответили Сохо, Челси, Вене с ее «музейным кварталом», но ответили языком героев комедий Островского -- этих слегка юродивых молодых правдолюбцев-маргиналов, затесавшихся в «темное» российское царство мошенников всех мастей, бюрократов, купцов-самодуров, ханжей, хамоватых бар...
Бедная крошечная «Арт-Стрелка» с пятью галереями и одним магазинчиком «Ямамото»! Она родилась при поддержке руководства съехавшей фабрики «Красный Октябрь». В отсутствие кондитерской империи она стала и.о. «сладкой жизни». У нее благородная миссия: преобразовывать дремучий городской ландшафт, быть образцом просвещенного досуга и центром честного артбизнеса. Но в каком она окружении? Ей придется держать оборону перед все тем же темным царством: алчным, старорежимным, лживым. Ведь территория от «Красного Октября» до Дома на набережной является очередным важнейшим стратегическим объектом московской мэрии. Ее ожидает тотальная реконструкция со сложно устроенной и отнюдь не прозрачной системой финансирования. А главным дизайнером всего градостроительного проекта будет президент Академии художеств России Зураб Церетели. Он свою «стрелку» уже забил: памятник Петру установил, прямо к центру нового выставочного центра «руку помощи» -- украшенный им пешеходный мост -- протянул.
Сергей ХАЧАТУРОВ