|
|
N°165, 13 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Еще раз о черте
«Хеллбой: Герой из пекла» на московских экранах
Наконец-то в шеренге киношных чудо-богатырей появился индивидуум, к которому можно с полным на то основанием применить детсадовскую дразнилку «герой -- штаны с дырой». Тем более что в применении к Хеллбою (речь идет именно о нем) в глупой рифме нет ничего обидного: помянутое отверстие в нижней части его в целом довольно изысканного и стильного гардероба служит для того, чтобы было куда просунуть хвост -- длинный, сильный и такой же ярко-красный, как и все остальное тело. Ибо Хеллбой -- самый настоящий демон, порождение преисподней, растревоженной не лучшими представителями человечества.
В 1942 году в Шотландии отряд союзнического спецназа накрыл некое Место Силы, где проводили свои радения фашистские эзотерики в компании с Григорием Ефимовичем Распутиным... Что? Вы были уверены, что старец был убит в Петрограде в 1916 году? Вашей наивности можно посочувствовать. Хотя, наверное, вы и о том, что Гитлер дожил до 1958 года, тоже не подозревали, потому что до сих пор не имели доступа к архивам Бюро паранормальных явлений... Вы и о нем не имеете представления? Тогда не перебивайте и слушайте дальше. Итак, союзникам удалось предотвратить оккультную провокацию, и силы Хаоса не смогли прорваться сквозь разверстые распутинской десницей врата. Но один чертенок все же прошмыгнул в посюсторонний мир, был немедленно накормлен пайковым шоколадным батончиком и взят на воспитание в качестве сына полка. Возмужав, существо, названное Хеллбоем, приучилось регулярно спиливать отрастающие на лбу рога и поступило в распоряжение пресловутого бюро в качестве штатного супергероя.
Кроме него цивилизацию спасают и другие не совсем обычные служащие бюро: интеллигентный человек-амфибия Эйб Сапиен (Даг Джонс), сочетающий в себе черты и повадки Чудовища Из Черной Лагуны из одноименного фильма Джека Арнольда и робота С-3РО из «Звездных войн», а также не владеющая собой, но зато обладающая необоримым пирокинетическим даром девушка Лиз Шерман (Сельма Блэр). Но даже в такой компании Хеллбой первый среди равных. Помимо хвоста и рогов внешность его дополнена совершенно невообразимых размеров правой ручищей (если добро должно быть с кулаками, то с такими), он любит кошек и в свои шестьдесят лет выглядит на все сто, а чувствует себя максимум на тридцать, отчего и проявляет вполне человеческие чувства к красавице Лиз. Так что вряд ли кто-то еще может помочь человечеству, когда в очередном Месте Силы (оно расположено где-то в непривычно-заснеженной Молдавии) к своей нечестивой жизни возвращается Григорий Ефимович (Карел Роден), настроенный куда как решительно.
Хотя Хеллбой называет своим отцом директора бюро, профессора Тревора Бруттенхольма (Джон Херт), истинным его родителем является все-таки Майк Миньола. Широко известный в узких кругах рисовальщик комиксов, приложивший руку к таким культовым сериям, как «Хроники Корума», «Дракула» и «Готем в газовом свете», но полностью раскрывший себя именно в истории Хеллбоя, ставшей безусловной классикой комикса с момента появления в середине 90-х. Когда пришло время переносить ее на широкий экран, Миньола обнаружил соратника и единомышленника в лице Гильермо Дель Торо -- одержимого религиозной атрибутикой, чешуйчатокрылыми насекомыми и метрополитеном уроженца Гвадалахары, к настоящему времени снявшего с полдюжины отменных фильмов в жанре мистики и фантастики. Дель Торо мечтал экранизировать комикс уже несколько лет, и когда такая возможность представилась, не раздумывая предпочел этот проект третьей серии «Блейда» и (страшно вымолвить) «Гарри Поттеру и узнику Азкабана». Но самое замечательное заключалось в том, что и Дель Торо, и Миньола, даже не будучи знакомы друг с другом, видели в заглавной роли одного и того же актера. Им стал Рон Перлман, обладатель весьма специфической внешности и (по мнению Дель Торо) «самого сексуального мужского голоса со времен Барри Уайта». В силу физиономических особенностей, он мог сыграть Хеллбоя и безо всяких спецэффектных ухищрений, но тем не менее мужественно перевоплощался в героя, тратя на это по четыре часа в день. Однако даже килограммы красного грима не позволили скрыть его незаурядные актерские способности: одной только сцене ревности, в которой гигант сначала в бессильной ярости давится овсяным печеньем, а потом начинает швыряться камнями в ухажера Лиз, фэбээровского практиканта Джона Майерса (Руперт Эванс), позавидовал бы, пожалуй, и Джеймс Дин. Страшно представить, что было бы, если б Дель Торо не удалось отстоять свой выбор и в шкуру Хеллбоя влез, покряхтывая, чаемый продюсерами Вин Дизель!
Как ни крути, по актерской игре, юмору и спецэффектам «Хеллбой» оставляет далеко позади все фильмы-комиксы сезона. Но, увы, ни Перлман, ни безупречная проработка прихотливого антуража, ни физически ощущаемый драйв не помогли картине стать универсальным хитом -- даже при не самом большом для ленты такого размаха бюджете в 66 млн долл. «Хеллбой» не окупился в американском прокате, оставшись развлечением для своих («своих», тем не менее, оказалось достаточно, чтобы объявить о выходе в 2006 году сиквела). Как ни парадоксально, в российском прокате ему уготован более теплый прием. И дело не только в том, что кульминационная битва со злом происходит на «кладбище №16» в Волоколамских полях под Москвой. Хотя у нас количество знакомых с комиксом-оригиналом ограничивается пока десятками, стилистика «Хеллбоя» знакома всем, чья относительно бурная молодость пришлась на середину 90-х. Тем, кто постигал «тайны века» посредством трэшевых видеофильмов, тяжелого рока и журнала «Элементы». Тем, кто подвергся сомнительному очарованию доморощенного оккультизма, садомазохистскому изводу черных мундиров, первых топорных переводов Лавкрафта и оформления хеви-металических пластинок. Китч подобного рода обрел в «Хеллбое» свое наивысшее воплощение и потому воспринимается как факт высокого искусства. Так что если Дель Торо не найдет в процессе съемок продолжения должного понимания по ту сторону Атлантики, то в где-нибудь в районе Волоколамска его примут с распростертыми объятиями. На кладбище №16 места хватит всем.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ