|
|
N°162, 08 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смета и несметные богатства
Правительство просит совета по бюджетной реформе
Правительство вынесло на публичное обсуждение грядущую реформу бюджетного планирования, суть которой в переходе от сметного принципа финансирования министерств и ведомств к программно-целевому. Первая дискуссия на эту "денежную" тему состоялась вчера в Высшей школе экономики.
Дискуссия показала, что при общей поддержке правительственных новаций у представителей бизнеса и экспертов разные, порой диаметрально противоположные взгляды на то, какие цели и задачи должны стать приоритетными, каким образом оценивать результаты их выполнения министерствами и ведомствами.
При помощи новой системы бюджетного планирования кабинет министров надеется повысить эффективность государственных расходов, заставить чиновников не отсиживать «нормочасы», а работать на результат. Правительственная комиссия во главе с вице-премьером Александром Жуковым обобщила предложения, представленные министерствами и ведомствами. В результате получился сводный доклад, в котором каждому министерству, федеральной службе и федеральному агентству поставлены цели, определены задачи и просчитаны показатели, которые и должны стать мерилом их работы. А также -- статьями, под которые будут выделяться бюджетные деньги.
Например, одна из целей Минэкономразвития -- создать комфортные условия для ведения бизнеса и развития свободной конкуренции. Показатель -- снижение доли товаров и услуг естественных монополий в общем объеме ВВП с 13% сегодня до 10% в 2007 году. Такого показателя в министерстве предполагают достичь за счет федеральных бюджетных и ведомственных целевых программ, направленных, в частности, на реформирование естественных монополий. Подобная схема разработана для всех других министерств и ведомств. Но пока только для тех, которыми руководит непосредственно правительство. Силовые структуры, которые подчиняются непосредственно президенту, планов пока не пишут.
В Белом доме не устают повторять, что 12 августа на своем заседании правительство одобрило лишь первый вариант доклада. На его основе будет подготовлен новый. Он станет базой для бюджета 2006 года, который будет формироваться уже на основе новых принципов бюджетного планирования.
Вынесение вопроса на «всенародное» обсуждение доказывает, что разработанная в правительстве система пока «сырая», требующая доработок, что, впрочем, вполне естественно, учитывая абсолютную новизну проделанной работы. Широкая дискуссия, как надеются в Белом доме, позволит выявить упущения, точнее поставить цели и определить задачи ведомствам, найти более эффективные измерители результатов работы чиновников. «Сегодня стоит задача убедиться, что система целей, задач и показателей сформулирована верно и можно переходить к бюджетному программированию», -- сказал г-н Жуков, открывая дискуссию.
Недостатка в предложениях не было. Причем инициативы часто противоречили друг другу. Например, лидер ОПОРЫ Сергей Борисов предложил показатель, оценивающий деятельность министерств и ведомств по увеличению доли малого бизнеса в объеме ВВП. Экономический советник президента Андрей Илларионов уверен, что лучше добиваться снижения размеров нерыночного сектора в российской экономике. В свою очередь член-корреспондент РАН Александр Дынкин предложил убрать «смешные показатели», как, например, «количество участников клубных мероприятий». «Приписки неизбежны», -- уверен он. Прозвучала инициатива оценивать успехи или неудачи правительства в борьбе с теневой экономикой.
Председатель координационного совета предпринимательских союзов России (один из организаторов «круглого стола») Александр Шохин ратовал за то, чтобы шире использовать в качестве показателей индексы и рейтинги. По его словам, для бизнеса важны такие показатели, как состояние предпринимательской среды, уровень защиты прав собственности. Они определяются не статистиками, а социологами путем опросов, в том числе опросов бизнесменов. Что касается удвоения ВВП, роста инвестиций, то это, как отметил г-н Шохин, не главное. Ведь подобных результатов можно добиться и в рамках мобилизационной модели экономики.
Оппонировал Александру Шохину все тот же г-н Илларионов. «Рейтинги, опросы ни в коей мере не следует использовать для оценки органов госвласти, -- считает он. -- Будет очень большое искушение подтянуть уровень фактической деятельности до желаемой». Не согласен президентский советник и со взглядами г-на Шохина на возможности мобилизационной экономики. «Экономический рост в рамках мобилизационной модели невозможен. Таких примеров в истории нет», -- ответственно заявил г-н Илларионов, добавив, что удвоить ВВП за десять лет возможно только в условиях свободной экономики и низкой доли нерыночного сектора. «Кто-то, может, и ставит задачу развития мобилизационной экономики, но при этом надо давать себе отчет: роста не будет», -- подчеркнул он, вспомнив, видимо, об опасениях ряда экономистов, что после терактов экономический курс может быть «скорректирован» в сторону, противоположную либерализации.
Точку в дискуссии на эту «непрофильную» тему, которая периодически всплывала в ходе «круглого стола», поставил заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов. Напомнив о первых советских пятилетках, он сказал, что в краткосрочном периоде мобилизационная экономика может дать хорошие цифры роста, но в долгосрочной перспективе этого добиться невозможно. С ним согласились все.
Первым покинул «круглый стол» президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. «Непонятно, как определять индикаторы, когда не существует автономных определителей, есть только бюрократия», -- заявил он журналистам. Впрочем, видимое недовольство политолога происходящим было обусловлено, похоже, не только критическим отношением к предмету обсуждения. Оказывается, ему не достались материалы, подготовленные к «круглому столу». «Кроме разработчиков и выступающих, с документами никто не ознакомлен. Главный показатель сегодня -- качество организации подобных мероприятий», -- отметил г-н Сатаров.
Михаил ВОРОБЬЕВ